Корни, или Действительно разговоры о важном
Заместитель директора Центра ПРИСП Валерий Прохоров – об учебном курсе «Герои Вологодчины», разработанном по поручению губернатора Олега Кувшинникова.
Политика пространственного развития в нашей стране вызывает не самые приятные ассоциации. Иногда возникает ощущение, что многие из регионов нашей страны – это гигантские спальные районы. Их жители зачастую проводят годы и десятилетия в «маятниковом» режиме. После выпуска из школы, колледжа, вуза десятки миллионов молодых людей устремляются в мегаполисы (кто-то – пытаясь закрепиться «насовсем», кто-то – втягиваясь в режим постоянных вахт). И лишь ближе к концу жизни многие из них (но далеко не все) вновь прочно оседают на малой родине. В результате региональная идентичность россиян размывается (или, выражаясь «по-простому», люди теряют связь со своими корнями).
Это налагается на другой тренд. Жизнь современного человека пропитана массовой культурой. Наш современник может не знать имена выдающихся земляков, но при этом в деталях перескажет вам сюжет последней серии «Симпсонов». Это не плохо и не хорошо, это – факт, следствие объективно заданных процессов.
30% российских семей являются неполными. И ситуация, когда дедов и внуков разделяют сотни километров, также не является редкостью. Семейные узы теряют былую прочность, и рассказы старших родственников все реже становятся для нас источником знаний о событиях прошлого.
Все это уничтожает региональные идентичности. Кто-то наверняка скажет, что «туда им и дорога». В конце концов, чтобы появились современные русские, должны были уйти на страницы летописей вятичи, кривичи и разные прочие словене. Однако процесс распада региональной самоидентификации таит в себе множество опасностей.
Большинство людей не могут долго пребывать в маргинализированном - «подвешенном» - состоянии. Им нужно знать четкие ответы на извечные вопросы – кто мы, откуда явились и куда идем. Неизбежно возникающий разрыв между прошлым и настоящим пугает большинство людей. И если не заполнить его своим вариантом «мифа основания», то зияющую пустоту смыслов обязательно заполнит альтернативный «контент». В «лучшем» случае мы получим еще большую атомизацию общества и замыкание людей в раковинах своих квартир, в худшем человек окунется с головой в болото сект, экстремистских движений или просто мошеннических схем, рассчитанных на «потерянного» человека.
Казалось бы, у нас уже есть лекарство от этой болезни – национально-государственная идентичность. Однако в реальности этот механизм имеет достаточно жесткие ограничения. Легко помнить, что ты россиянин, когда тебя окружают на улицах Берлина толпы людей, изъясняющихся на языке Гете и Шиллера. Это куда проще, чем осознать свою национально-государственная идентичность, находясь, например, в «самом русском регионе» - Вологодской области.
Региональная идентичность в данный момент остается одним из главных факторов, удерживающих в целостности наш социальный организм. И выстраивать ее можно и нужно именно за счет культивации памяти о подвигах предков. Не потому, что сейчас нам нечем гордиться. А потому, что «нет пророков в своем отечестве». Прошлое населяют не «обычные люди». История – это владения героев и злодеев, поле боя для гигантов. Обращение к их памяти дает человеку почувствовать, что он не просто программист Ваня или грузчик Петя, а потомок великих людей. Человек, по чьим жилам течет та же кровь. Именно это создает чувство престижности собственной идентичности, порождает интерес к ней и через это цементирует модель самоопределения.
И потому проект Олега Кувшинникова не просто является «политически своевременным». Он основывается на понимании закономерностей формирования и распада идентичности и коллективной памяти. Не знаю, почитывает ли на досуге Дюркгейма, Хальбвакса или Варбурга вологодский губернатор. Если он дошел до осознания всех этих закономерностей своим умом, то перед Кувшинниковым можно снять шляпу. И даже если соответствующие решения принимались интуитивно, это заслуживает уважения. Редко кто из наших чиновников действительно «умеет в политику идентичности».