Явить народу Тотьму: как завлечь путешественников на Русский Север?
Директор Центра прикладных исследований и программ (ПРИСП), член Правления РАПК Сергей Румянцев – о перспективах развития вологодского туризма.
Существует устойчивый стереотип: туристический потенциал северо-запада России по большей части исчерпан, все темы и площадки для его развития в регионе уже освоены и даже самые предприимчивые бизнесмены и чиновники не смогут предложить публике ничего действительно оригинального.
Однако практика показывает, что это представление в корне неверно. Наглядным примером чего служит, в частности, опыт Вологодской области.
На первый взгляд, в регионе уже использованы все возможности для развития туризма. Вотчину Деда Мороза в Великом Устюге посетили уже 4 млн гостей. В планы властей входит создание полноценного парка развлечений возле резиденции волшебника. Вологодский музей кружева известен во всероссийских масштабах. В Бабаевском округе действует Этнокультурный центр, посвященный истории и традициям вепсов. По улицам самой Вологды проложен маршрут «кружевной линии», объединяющей десятки деревянных домов с ажурным декором. По всей территории области возрождают свои «пирожковые бренды». Реставрация вологодского кремля уже в ближайшие годы подарит областной столице очередной объект притяжения для туристов.
Однако власти региона постоянно ищут новые возможности для развития туризма, что было наглядно продемонстрировано в ходе недавнего заседания Совета при полномочном представителе Президента в СЗФО Александре Гуцане.
Команда Олега Кувшинникова презентовала целый ряд идей по развитию межрегионального туристического проекта «Серебряное ожерелье России».
Во-первых, власти области совместно с крупным бизнесом создали кластер промышленного туризма в Череповце. Такими корпорациями, как «Северсталь» и «ФосАгро» (инициативу которых поддержали многие иные компании) были созданы современные интерактивные музеи и сформированы туристические маршруты с возможностью посещения современных промышленных площадок.
Во-вторых, вологодские чиновники провели мастер-класс по поискам новых форм туристического позиционирования территории. Так, город Тотьма (его команда Кувшинникова прочит на роль символической столицы «Серебрянного ожерелья России» на 2024 г.) будет продвигаться как родина российских мореплавателей – первооткрывателей многих территорий на Тихом океане и основателей русских поселений на Аляске и в Калифорнии.
В-третьих, вологжане решили всерьез взяться за воплощение в жизнь предложения Александра Гуцана, обратившего внимание на то, что ретро-стилистика аэропорта областной столицы может привлечь в город многих поклонников советской архитектуры и в целом винтаж-стиля.
Наконец, команда Кувшинникова предпринимает активные усилия для воплощения в жизнь особой программы для школьников в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». В прошлом году власти региона протестировали практику путешествий учащихся 5-9 классов по разным уголкам области за счет федеральной субсидии с региональным софинансированием. В рамках проекта «Серебряное ожерелье России» вологодский губернатор предложил расширить маршрут путешествий на весь Северо-Запад и охватить все регионы федерального округа. Согласно этой инициативе, власти будут компенсировать школьникам стоимость именного сертификата на поездку, а также вместе с ними отправятся родители. Соответственно, из индивидуальных такие поездки станут семейными, что позволит увеличить турпоток.