Ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат философских наук, доцент
18.09.2023

Комплексные планы развития северных поселений: вопрос содержания

 

На площадке Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) прошло очередное заседание Дискуссионного клуба. Мероприятие было посвящено теме создания в регионе опорных городов

В дискуссии принял участие Вячеслав Марача - кандидат философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте РФ. В своем выступлении он сосредоточил внимание на вопросах о критериях выделения опорных населенных пунктов и содержании комплексного плана социально-экономического развития. С полной стенограммой его выступления можно ознакомиться ниже.

Ранее порталом «Выбор народа» были опубликованы стенограммы выступлений:

- Надежды Замятиной - кандидата географических наук, ведущего научного сотрудника факультета городского и регионального развития Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского (НИУ-ВШЭ); 

- Виктории Богинской - сооснователя проектно-исследовательской команды «Арктикаметрия», члена Союза архитекторов России, управляющего партнера проектной группы «ЯРУС», члена экспертного совета по созданию арктических стандартов Минарктики; 

- Ирины Красноперовой - заместителя руководителя ГОКУ «Представительство Правительства Мурманской области»; 

- Максима Данькина - директора Департамента развития Арктической зоны Российской Федерации и реализации инфраструктурных проектов Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики; 

- Инны Закирьяевой - заместителя главы города Норильск по экономике и финансам; 

- Сергея Неустроева - первого заместителя министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия). 

- Рустама Романенкова - статс-секретаря – заместителя генерального директора АНО «Центр «Арктические инициативы»; 

- Владимира Климанова - директора Центра региональной политики РАНХиГС при президенте РФ, директора Института реформирования общественных финансов; 

- Ольги Грицан – руководителя аналитического отдела АСР «ЦЕНТР»; 

- Юлии Алферовой - генерального директора АНО «Национальное агентство развития предпринимательства»; 

- Дмитрия Наринского - академика отделения Международной академии архитектуры в Москве (МААМ), эксперта Союза архитекторов России в области градостроительства и территориального планирования, члена Экспертного совета АСИ; 

- Александра Балобанова - кандидата философских наук, эксперта ЭЦ ПОРА, заведующего кафедрой государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС; 

- Валерии Савиновой - аспиранта МАрхИ, магистра архитектуры, архитектора-исследователя; 

- Сергея Никонорова – доктора экономических наук, доцента, профессора кафедры экономики природопользования экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, директора Центра исследования экономических проблем развития Арктики экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. 

Хотел коснуться двух вопросов - критериев выделения опорных населенных пунктов и содержания комплексного плана социально-экономического развития.

По критериям уже много говорили. Только что Сергей Никоноров напомнил о существовании методических рекомендаций по критериям определения опорных населенных пунктов, которые были утверждены Распоряжением Правительства 23 декабря прошлого года. И я полностью согласен с тем, что, конечно, вот эти методические рекомендации нужно употреблять творчески с учетом арктической специфики. Полностью согласен с тем, о чем говорили и Надежда Замятина, и Ирина Красноперова по поводу функций опорных городов. Здесь решающим критерием должно быть то, что если населенный пункт выполняет хотя бы одну из этих важнейших функций для жизнеобеспечения и для стратегического развития арктической зоны, то он должен считаться опорным.

В качестве дополнения я хотел бы отметить то, что с системной точки зрения важен не только перечень опорных населенных пунктов, но и то, что все они вместе должны образовывать связанную сеть, делающую вышеперечисленные функции доступными на всей заселенной территории арктической зоны России, а также на территориях освоения, даже если оно происходит вахтовым методом, но все равно там присутствуют люди, и вот они должны иметь доступ к этим ключевым функциям. Здесь такой замечательный пример был у Ольги Грицан по поводу комьюнити-центров. И Юлия Алферова замечательно это дополнила, указав, что комьюнити-центры должны тоже образовывать такую связанную сеть, доступную на всей территории арктической зоны. Вот пример хороший. То же самое касается и других функций здравоохранения, социального обеспечения, административно-управленческих функций и т.д.

Теперь по поводу комплексных планов долгосрочного развития опорных населенных пунктов. Я скажу такой дискуссионный тезис, что эти планы невозможно разработать только на основе мастер-планов. Мастер-планы, безусловно – это замечательные документы, которые пользуются уже заслуженной любовью управленцев. Их преимуществами являются гибкость, незарегулируемость, то, что они нацелены на привлечение средств вышестоящих бюджетов в качестве бюджета развития населенного пункта. Но мастер-планы не про социально-экономическое развитие. Это документы территориального планирования, делающие упор на урбанистические практики. Это, безусловно, важно, но все-таки комплексный план социально-экономического развития должен содержать не только это. И по законодательству такими документами у нас являются стратегии социально-экономического развития, планы мероприятий по реализации стратегий и муниципальные программы. Именно этими документами определяется миссия, видение будущего, стратегические цели и приоритетные направления развития населенного пункта. И именно со стратегиями, согласно законодательству, согласуются и генеральный план, и муниципальные программы, и планы развития инфраструктуры.

Кстати, был замечательный пример у Виктории Богинской про мастер-план Анадыря. Там очень точное название, на мой взгляд, было дано. Не просто мастер-план, а стратегический мастер-план. И это, по сути, был представлен гибрид мастер-плана и стратегии, поскольку разработке этого мастер-плана предшествовали очень серьезные социально-экономические и социокультурные исследования. И при разработке стратегии социально-экономического развития такие исследования всегда проводятся в рамках стратегической диагностики. В данный момент статус стратегии социально-экономического развития определяется Федеральным законом «О стратегическом планировании в РФ 172-ФЗ». Кстати, у мастер-планов пока при всей их привлекательности законодательного статуса нет никакого вообще. Это тоже проблема. Много уже мастер-планов разработано, которые имеют мощные пакеты проектов с огромными объемами финансирования. Но я не знаю, каким образом к этим объемам финансирования будет относиться Минфин, институты развития и т.д. без законодательного статуса мастер-планов.

Что же касается стратегий, то у них вполне определенный законодательный статус. Но при этом у стратегии социально-экономического развития муниципальных образований в отличие от регионов и федеральных стратегий, нет в законе обязательности разработки стратегий для муниципальных образований. То есть они их разрабатывают по желанию. Вот сейчас сложилась такая практика, что в основном это городские округа и муниципальные районы имеют стратегии. А остальные муниципальные образования – там буквально единицы такие стратегии имеют. На мой взгляд, чтобы избежать перекосов при определении комплексных планов социально-экономического развития, нужно ввести обязательность разработки стратегии социально-экономического развития именно для опорных населенных пунктов. При этом, если уже у опорного населенного пункта имеется действующая стратегия, но она разработана более двух лет назад, то перед разработкой мастер-плана она должна быть актуализирована. Поскольку внешняя среда сейчас отличается значительной турбулентностью, что влечет быстрое изменение сценарных условий развития и вот это как-то нужно учесть.

И тогда согласованные между собой стратегии и мастер-план, дополненные муниципальными программами и планами развития инфраструктуры, и могут составить основу содержания комплексных планов долгосрочного развития опорных населенных пунктов. И кроме того, конечно, такие планы должны учитывать статус населенного пункта как опорного и необходимость исполнения перечисленных коллегами стратегических, административно-управленческих и инфраструктурно-сервисных функций по отношению к прилегающей территории.

В заключение я еще один момент хотел отметить. Именно специфический для Арктики акцент, который нужно, на мой взгляд, делать и в стратегиях, и в мастер-планах. И это должно попасть и в комплексные планы социально-экономического развития. Это акцент на категории качества жизни. Потому что именно привлекательность территории для жизни человека, возможность обеспечить ее достойное качество во все новых арктических условиях является основным критерием жизнеспособности комплексных планов социально-экономического развития опорных населенных пунктов, поскольку мы можем нагородить много проектов и даже если случится чудо, привлечь под них финансирование, но кто их будет выполнять, эти проекты, если люди не захотят приезжать или, наоборот, как сейчас демографическая тенденция складывается, люди уезжают из арктической зоны.

Что подразумевает категория качества жизни? Она подразумевает, прежде всего, определенные характеристики инженерной, транспортно-логистической, социальной и сервисной инфраструктуры, а также городской среды. Именно из этого и нужно исходить при разработке или актуализации и стратегий, и мастер-планов.

Я могу в качестве примера привести Якутск, хотя он формально и не входит в арктическую зону, но при этом это город, который находится на вечной мерзлоте. Городской округ Якутск принял для себя амбициозную миссию стать лучшим для жизни человека городом в мире на вечной мерзлоте. И эта миссия далее проецируется и на стратегическую цель, долгосрочные приоритетные направления социально-экономического развития в рамках стратегии и на проекты, включаемые в мастер-план, который Якутск тоже имеет. И при этом учитываются инфраструктурно-сервисные функции, выполняемые Якутском по отношению к прилегающей территории якутской агломерации, а также столичные функции города. Под все это есть методология. Я в своем экспертном мнении это написал. Если интересно, можно будет почитать.

smp sever

 
Партнеры
politgen-min-6 Комплексные планы развития северных поселений: вопрос содержания
banner-cik-min Комплексные планы развития северных поселений: вопрос содержания
banner-rfsv-min Комплексные планы развития северных поселений: вопрос содержания
expert-min-2 Комплексные планы развития северных поселений: вопрос содержания
partners 6
eac_NW-min Комплексные планы развития северных поселений: вопрос содержания
insomar-min-3 Комплексные планы развития северных поселений: вопрос содержания
indexlc-logo-min Комплексные планы развития северных поселений: вопрос содержания
rapc-banner Комплексные планы развития северных поселений: вопрос содержания