Новгородская область: политический ландшафт после выборов
Политтехнолог, представитель АПЭК в Новгородской области, эксперт Центра ПРИСП Алексей Громский – о тенденциях, которые проявились после муниципальных выборов в Новгородской области.
Целый ряд экспертных реплик, которые звучат сегодня, масштабированы на территории Новгородской области в результате завершившихся муниципальных кампаний, начиная с возвращения большинства лиц «Единой России» в Думу Великого Новгорода. Я это связываю с одной стороны с деятельностью губернатора Андрея Никитина, а с другой стороны с тем, что многие достаточно серьезные проекты открыты и заработали. Это конечно не такие масштабные вещи, как линии и станции метро или целые системы социальных объектов, но это важные вещи для региона, его жителей и гостей. Потому избиратели, в первую очередь, поддерживали кандидатов от партии как команду Андре Никитина.
В числе прочего «обнуление» оппозиционных партий. По итогам выборов в Великом Новгороде, это обнуление произошло. Все политические партии, за исключением «Единой России», взявшей большее количество голосов, получили по одному мандату. И если, например, партия «Новые люди», у которых до этого, в силу отсутствия на политическом поле, не было городских мандатов никогда, может считать это победой, для других этот итог может быть иным.
Также напрашивается аналогия с выборами мэра Москвы, которые показали кризис «отцов-детей» в КПРФ. Точно также в Новгородском отделении КПРФ происходит процесс постепенной передачи власти от матери к сыну.
Уделяя внимание партии «Яблоко», не согласен категорически с теми коллегами, которые считают результат в Великом Новгороде её победой. В ходе кампании представители этой партии продемонстрировали желание торпедировать саму избирательную систему с помощью провокаций. Этим, как мне представляется, они отвратили многих своих идеологических сторонников от своего политического бренда.
И последнее, что я хотел бы отметить. Наблюдая за формированием списка кандидатов, можно сделать вывод, что у нас все-таки сформировалось сообщество населения, условно называемое молодыми предпринимателями, персонами, которые «сделали себя сами». Оно искало и, на мой взгляд, не нашло прибежище в «Новых людях». В рядах выдвиженцев от других партий также присутствовали представители этой группы. Они, разумеется, ассоциируются с губернатором Новгородской области, многие из них входят в «большое региональное правительство». Но какой-то политической силы, которая бы представляла их интересы на политическом поле нет. Предполагаю, что это наблюдение также справедливо и для многих других регионов России и это следует учитывать.