Карабахский цугцванг
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – об обострении конфликта в Нагорном Карабахе.
Существует исторический анекдот, посредством которого «певцы золотого века Екатерины» любят описывать влияние России на судьбы мира. Якобы канцлер Александр Безбородко однажды заявил новому поколению дипломатов: «Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без нашего позволения выпалить не смела». Достоверно неизвестно, произносил ли в реальности канцлер эти слова. Однако не вызывает сомнений то, что приписываемая Безбородко фраза прекрасно описывает сущность статуса великой державы.
Государство, претендующее на роль хотя бы регионального лидера, так или иначе выступает для младших партнеров в качестве «большого брата». Последнее предполагает, в том числе, выполнение функций медиатора. Оно разводит конфликтующие стороны по углам, в том числе «принуждая к миру посредством агрессивных переговоров», закрепляет условия примирения и гарантирует их соблюдение.
Если государство отказывается от этой роли по каким-либо соображениям, его автоматически перестают рассматривать в качестве регионального лидера. И охваченная конфликтом территория автоматически переходит в зону влияния иных государств.
Наиболее очевидные бенефициары нового конфликта в Карабахе (из числа внешних акторов) – это Турция и США. Т.е. государства, которые на данный момент проводят далеко не самую дружественную политику по отношению к РФ.
Можно долго рассуждать на тему того, что кабинет Пашиняна откровенно враждебен России. Однако это не отменяет того, что происходящее в Карабахе будет воспринято на всем постсоветском пространстве как проявление военно-политической слабости Москвы. Версия о том, что Кремль лишь решил «сдать Армению из-за нелояльности Пашиняна», также выставит Россию как ненадежного союзника, но уже с другого ракурса («Этот нехороший человек предаст нас при первой же опасности»).
Вполне вероятно, что сейчас у России объективно нет возможности полномасштабно вмешаться в конфликт. В данный момент основная часть военных ресурсов РФ задействована в рамках спецоперации, и потому открытие «второго фронта» в Закавказье чревато серьезными проблемами. Однако это должно привести к постановке перед политическим руководством вопроса о том, благодаря каким принятым ранее решениям это стало возможным.