Либеральные демократии не воюют друг с другом?
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о ложном стереотипе относительно отсутствия войн между либеральными демократиями.
В устах спикеров условно «демократических» медиа часто звучит фраза: «Эмпирический факт, что либеральные капиталистические демократии не воюют между собой». Это всегда вызывает, с одной стороны, недоумение, а с другой – горькое разочарование. Печально, когда человек, претендующий на роль если не «властителя умов», то хотя бы эксперта, внезапно демонстрирует отсутствие знаний по обсуждаемому вопросу.
Так, по неизвестной науке причине для поклонников «либеральных капиталистических демократий» (они же полиархии) не существует «тресковых войн» между Исландией и Великобританией. Поясним для непосвященных: с 1952 по 1976 г. потомки викингов неоднократно вступали в конфликт с наследниками Дрейка и Нельсона из-за вопроса о границах запретной для иностранных рыбаков морской зоны Исландии. Причем обе стороны периодически подкрепляли юридические аргументы мощью собственных ВМФ. Вооруженное противостояние достигло пикового значения в ходе третьей «тресковой войны». Тогда моряки Королевского флота повредили 5 исландских патрульных судов. Суровые северные парни не остались в долгу, и 15 британских фрегатов отправились домой со следами вражеского огня.
И такого рода конфликты не единичны. В 1960 – 1963 гг. Бразилия и Франция едва «разошлись бортами» в ходе так называемой «Войны за лобстеров». Весной 1993 г. корабли британского ВМФ были направлены к Нормандским островам, чтобы наглядно донести до французских рыбаков простую истину: здесь им не рады.
Имели место и «классические» сухопутные конфликты между либеральными демократиями. Так, в 1981 г. покончившее с периодом военной диктатуры Перу вступило в конфликт с демократическим Эквадором в ходе так называемой «войны в Пакише».
Засим можно констатировать: либеральные демократии охотно воюют друг с другом и, когда им это позволяют обстоятельства, готовы использовать силу пушек для отстаивания своих интересов. Даже если причиной конфликта служат чисто экономические споры.