На туристический рынок выходит поколение Z
Главный редактор интернет-платформы Живоенаследие.рф, эксперт Центра ПРИСП Андрей Максимов выступил в качестве спикера 13 ноября в день открытия Первого молодежного туристического форума «Больше, чем путешествие», организованного президентской платформой «Россия - страна возможностей» и Росмолодежью на выставке «Россия».
Председатель Комиссии ОП РФ по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре, главный редактор интернет-платформы Живоенаследие.рф, эксперт Центра ПРИСП Андрей Максимов – о новых форматах туризма в России.
Мы привыкли оценивать туризм в ценностях и форматах традиционных его сегментов: массовый рекреационный туризм - это выезд на море или ближайшую к городу турбазу, активный отдых - это горные лыжи или трекинг в горах, культурно-познавательный туризм - это автобусные туры с гидом, пересказывающим Википедию. Но в постковидную эпоху туризм становится совсем другим. Причиной тому - не только быстрая цифровизация, «взрыв» креативных индустрий, замещение в России иностранных турпродуктов и вложения во внутренний туризм, но и выход на туристический рынок поколения Z («зумеров»). Причем сразу как в качестве туристов, так и создателей турпродуктов. Новое поколение стремительно делает наш туризм таким, каким мы его не привыкли видеть.
Начнем с самого массового - пляжного туризма. Вода - едва ли не обязательное условие отдыха «дольше выходных». Там, где нет моря - может быть Рыбинское, Жигулевское или Камское море. Эти «моря» активно осваиваются туристами и отельерами. «Город-курорт Тюмень» стал таким благодаря активному освоению термальных вод. Владивосток использует сауны с выходом в море, а Хабаровск - платные пляжи на реке Амур. Смоленское поозерье имеет потенциал озерного курорта национального значения. Москва тоже тянет на пляжный курорт. А в Калининградской области зимой скоро устроят «параллельное море» - подогреваемый бассейн в прозрачной капсуле второй линией берега вдоль моря на 500 м в длину.
Новые форматы познавательного туризма - это не просто авторские туры. Их уже попробовал весь свет. И экскурсиями в VR-очках с переключением картинок прошлого/настоящего/будущего уже не удивишь. Могут быть популярны не только туры по следам городских мифов, но и «хулиганские экскурсии» по подворотням и заброшкам (как в Астрахани). Становятся опасными не всегда легальные диггер-туры по подземным коммуникациям или экскурсии по крышам. Интереснее волонтерские туры для восстановления памятников старины (например, в храм-остров Крохино).
Геймификация тоже правит бал. Она не ограничивается пешим городским квестом, но добирается и до автотуризма - теперь это не только семейные вылазки на выходные и автоколонны по маршруту, но и расползание автоэкипажей в пространстве регионального квест-тура. Культурный контекст будет еще сильнее, если на экскурсию ходить в нарядах и обмундировании былых времен (как на программе БЧП в Кириллове). А можно вообще отправиться в поход по рекам Подмосковья на исторических лодках - так делают в проекте «Дединовские челны».
Кардинально меняются и пространства, используемые в туризме. Глэмпинги и бутик-отели стали нормой жизни. Но есть и еще более креативные примеры. Например, можно остановиться на ночь в музее в Вельске. Стираются грани между отелем, музеем, рестораном, театром. В Новосибирске открыт гастрономический театр. А в Сысерти не только появилась концертная площадка на яхте, но и туристический визит-центр вырос на базе ... симпатичного общественного туалета.
Отрадно, что весомый вклад в такую творческую переработку нашего туризма внесла программа «БЧП». Энергия тысяч молодых людей делают наш туризм сегодня гораздо большим, чем просто организацией путешествий!
Ну а на платформе Живоенаследие.рф при поддержке Координационного совета по туризму ОПРФ мы скоро запускаем молодежный конкурс «Культурные сокровища глазами молодых», который выявит тысячи новых российских туристических брендов.