Вагенкнехт поможет Шольцу?
В Германии фракция «Левых» в Бундестаге приняла решение о самороспуске в декабре после ухода части депутатов в движение Сары Вагенкнехт. У «Левых» было 38 депутатов в парламенте из 736. Теперь во фракции остается лишь 28 парламентариев, в то время как для создания полноценной политической группы необходимо достигнуть минимальной отметки в 37 человек.
Вагенкнехт вышла из рядов Левой партии, чтобы создать собственную партию. Полноценная партия будет создана в 2024 году, и пока что Вагенкнехт возглавит политический союз из 10 политиков, вышедших из состава «Левых». По инициалам Сары Вагенкнехт союз получит название BSW – Fuer Vernunft und Gerechtigkeit, «За здравомыслие и справедливость». Его председателем была избрана бывшая глава фракции «Левых» в бундестаге Амира Мохаммед Али. Недавние опросы показывают, что новую партию готовы поддержать порядка 14 % немцев. При этом движение Вагенкнехт может заполучить поддержку значительного числа сторонников «Альтернативы для Германии», и, как ни странно, волей-неволей помочь правящей коалиции удержать позиции, отмечает политолог, эксперт Центра ПРИСП Марк Зенгер.
С созданием нового движения Сары Вагенкнехт меняется политический ландшафт ФРГ. Как минимум это касается интересов партий «Левые» и «Альтернатива для Германии» (АдГ).
Из-за потери своего самого яркого лидера «Левые», вероятно, не преодолевают 5-процентный барьер для прохождения в следующий состав Бундестага. Во многом созданную когда-то для защиты интересов работающих немцев «левую партию» погубил переход на позиции правящей СДПГ и «Зеленых». Они совсем перестали быть оппозицией и проходили в парламент лишь благодаря наличию в своих рядах яркого критика канцлера Шольца Сары Вагенкнехт. Для избирателей это было безусловное преимущество: сама партия «Левых» так себе, но к мнению Вагенкнехт прислушиваются в Берлине.
«Пострадавшей стороной» после появления нового движения может станет и «Альтернатива для Германии». Сейчас опросы дают им более 20 %. Они является второй по популярной политической силой в ФРГ. На последних региональных выборах они прошли в парламенты Баварии и Гессена, что говорит об их популярности не только в восточных, но и в центральных, а также южных регионах Германии. Рейтинги «альтернативщиков» выросли на фоне критики политики правительства Олафа Шольца по таким вопросам как отношения с Россией и Китаем, отказ от дешевых энергоносителей, массовый прием беженцев, закрытие производств, деиндустриализация Германии и т.д.
Теперь многие сторонники АдГ, недовольные просчетами в экономике светофорной коалиции и падением уровня жизни, для которых голосование за альтернативщиков было формой протеста, поддержат Сару Вагенкнехт благодаря её более внятной политической программе. Кстати, ранее к Вагенкнехт поступило предложение вступить в «Альтернативу», которое она отвергла. Сейчас она имеет сходные позиции с АдГ разве что по вопросу жесткой миграционной политики. Остальные пункты ее политического манифеста ближе к тому, что десяток лет назад предлагали «Левые». Она говорит о недостаточном финансировании инфраструктурных проектов – развитии сети дорог, состоянии больниц, доступности интернета и т.д. Это же касается и социальной политики – сравнение пенсионной системы ФРГ со Швецией и Швейцарией не в пользу Германии, страны, которая считается экономическим локомотивом Европы.
Если бы движение Сары Вагенкнехт образовывало блок с «Альтернативой для Германии», то вместе у них было бы достаточно голосов, чтобы получить большинство в ряде регионов. Но Вагенкнехт уже объявила о том, что не будет блокироваться с «альтернативщиками». Поэтому то, что она оттянет на себя большой процент их избирателей, волей-неволей может помочь правящей коалиции удержать позиции.