Логичный финал «зеленого» пузыря
Журналист, эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о кризисе в отрасли производства возобновляемых источников энергии.
Siemens Energy залезает в долги, чтобы не лишиться зеленого бизнеса. Крупнейшее подразделение немецкого машиностроительного гиганта Siemens, энергетический дивизион Siemens Energy AG, заключило сделку на 15 млрд евро с правительством Германии, своим акционером Siemens AG и консорциумом банков, чтобы покрыть огромные убытки из-за бизнеса ветряных турбин. Для понимания масштабов проблемы: 15 млрд евро — это по нынешнему курсу 1,4 трлн рублей, что даже больше чистой прибыли «Газпрома» за прошлый год, когда монополия заработала 1,23 трлн рублей.
В рамках сделки частные банки предоставят Siemens Energy гарантии на сумму 12 млрд евро, подкрепленные гарантиями правительства в размере 7,5 млрд евро, и еще около 3 млрд евро поступят от продажи рентабельных активов. Все это позволит Siemens Energy конкурировать за новые контракты.
Ядро убытков Siemens Energy сосредоточено в подразделении Gamesa, занимающемся производством ветряных установок. Главная проблема Gamesa — качество турбин, требующих постоянного ремонта. В этом году Gamesa получит убыток в 4,6 млрд евро, а выход на рентабельную деятельность прогнозируется не ранее 2026-го. Однако инвесторы не особо верят в перспективы скорого выхода из кризиса. Акции Siemens Energy снизились с момента IPO, прошедшего в сентябре 2020 года, в три раза.
Причина кризиса в том, что треть работающих ветряков компании имеют брак, и эти дефекты необходимо устранить. Есть проблемы с лопастями ротора и подшипниками, отказывают компоненты и возникают трещины; кроме того, есть проблемы и с турбинами.
В своих неудачах Gamesa на рынке ВИЭ не одинока. Весь сектор производства и эксплуатации ВИЭ зашатался. Главный конкурент немецкой компании датская Orsted, европейский гигант в области ветрогенерации, зафиксировала убытки за девять месяцев 2023 года в размере 4,03 млрд долларов. В частности, Orsted останавливает проекты Ocean Wind 1 и 2 в США. В проекте Ocean Wind 1 планировалась задействовать 98 турбин, расположенных в 15 милях от побережья Нью-Джерси. По такому же принципу собирались реализовывать и Ocean 2, но он должен был запуститься позже, в 2028 году.
Кроме того, Orsted вышла из проекта на шельфе Норвегии, отказавшись от участия в строительстве ветропарка мощностью 1,5 ГВт. Отзыв заявки произошел за пару дней до окончания конкурсных процедур. В итоге датская компания заявила, что ее руководители по финансам и эксплуатации немедленно уходят в отставку, а ее акции спикировали с максимумов, достигнутых в 2021 году, подешевев в четыре раза.
Третий пример: американская TPI Composites, один из крупнейших в мире производителей лопастей для ветряных мельниц, отчиталась об убытках по итогам работы за девять месяцев этого года в 190 млн долларов — это вдвое выше текущей капитализации компании. Основная причина убытков — резкое торможение портфеля заказов и стремительный рост замены оборудования по гарантии. «Мы уверены, что наша позиция ликвидности позволит нам справиться с краткосрочными проблемами, с которыми сталкивается отрасль, и предоставит взлетно-посадочную полосу, необходимую для реализации и достижения наших долгосрочных целей», — храбро заявил генеральный директор Уильям Сивек, комментируя отчетность. Однако судя по доходности облигаций в 28% годовых, TPI Composites списали со счетов: для инвесторов она уже полубанкрот. С пиков 2021 года акции упали почти в 30 раз.
Пирамида ВИЭ, заботливо выращиваемая правительствами развитого мира, рушится. За последние два десятилетия в производство ветряков инвестированы сотни миллиардов долларов, как напрямую, так и через различные виды субсидий. Вливания в отрасль привели к тому, что в Европе за двадцать лет генерация из энергии ветра выросла в пять раз. И именно в последние пятнадцать лет на рынке установились невероятно низкие ставки, позволявшие реализовывать долгосрочные и малорентабельные проекты, такие как ВИЭ.
Теперь мы наблюдаем логичный финал гигантского пузыря. Рост кредитных ставок привел к тому, что дотируемый налоговыми льготами, приоритетным выкупом электроэнергии и повышенными тарифами сектор не выдержал возросшей финансовой нагрузки. Десятки анонсированных проектов строительства ветряной генерации во всем мире были свернуты за последние несколько месяцев. Инвесторы просто отказываются участвовать в стройках, так как балансы доходов и расходов не сходятся.
После того как сектор перестал расти, производителей ветряных турбин догнал технологический кризис. Массово производимые турбины на поверку оказались очень сомнительного качества — «сырыми», а у производителей есть очень жесткие гарантийные обязательства, которые необходимо выполнять. При этом нужно понимать, что текущий кризис — долгосрочный. Число установленных турбин исчисляется тысячами, и каждая из них рано или поздно придет в негодность. Счастье для производителя, если после гарантийного срока.
Острейший кризис отрасли ВИЭ потребует несколько лет на разгребание завалов. Впереди банкротства, реструктуризация, списание долгов и снос неудачных проектов (за счет госбюджетов). Рост сектора сильно затормозится. Значит ли это, что сектор перестанет существовать? Нет. Однако о былом величии — внушительной капитализации, амбициозных планах полного замещения ископаемого топлива, двузначных темпах роста и сотнях миллиардов долларов инвестиций — стоит забыть. ВИЭ займет свою нишу —15‒20% общей выработки электроэнергии и, в общем-то, всё. Дальнейший рост нецелесообразен просто технологически.
Ранее опубликовано на: https://monocle.ru/monocle/2023/05/oy-zeleniy-puzyr-lopnul/