Не допустить роста напряженности из-за скопления беженцев
В Мурманской области ввели режим повышенной готовности и другие меры. Это было сделано для обеспечения безопасности местных жителей на фоне закрытия Финляндией почти всех КПП на границе с Россией, пояснил губернатор Андрей Чибис. Он напомнил, что Финляндия анонсировала закрытие всех пограничных пунктов с РФ, кроме одного, который находится как раз на границе с Мурманской областью. Чибис предполагает, что в связи с этим количество иностранных граждан, желающих попасть в страну НАТО через территорию региона, может кратно возрасти, пишет РБК.
Решение главы Заполярья прокомментировал политтехнолог, представитель АПЭК в Новгородской области, эксперт Центра ПРИСП Алексей Громский.
Очевидно, что для губернатора Мурманской области Андрея Чибиса и его команды вызов неординарный. Но проанализировав те первоочередные меры, которые были приняты, можно сказать, что все сделано достаточно оперативно. Тут сказывается опыт взаимодействия регионального правительства с силовыми структурами, с подразделениями, которые базируются в регионе. То есть можно сделать вывод, что команда Чибиса способна решать подобного рода задачи. С одной стороны, разворачиваются пункты временного содержания для прибывших в регион беженцев. С другой стороны, приняты совместно с силовыми структурами, скажем так, заградительные меры, контролируется въезд, осуществляется проверка документов. Это позволяет снизить градус напряженности в среде самих беженцев и даже несколько уменьшить их поток, как можно судить по поступающей информации. Группы переселенцев ищут возможность попасть в страны Евросоюза через различные приграничные регионы, в том числе северные, и последовательно эти возможности для них закрываются – опять же странами Евросоюза.
Можно отметить последовательные меры, принимаемые в том числе региональными структурами (это актуально не только для Мурманской области, но и для других приграничных территорий). Введение режима повышенной готовности я оцениваю как верное, потому что ситуация хоть и под контролем, но неординарная. Конечно, для управленческой команды это проверка на прочность, на эффективность взаимодействия с силовыми и пограничными структурами, а также с обществом, чтобы внутри региона при наплыве беженцев не происходило каких-то эксцессов, беспорядков, межнациональных конфликтов и так далее.
Насколько можно судить, у мурманского сообщества уже возник вопрос, почему прибывшие с неблагополучных территорий мира люди видят для себя исключительно траекторию пересечения границы России, но не видят перспектив остаться – в том числе в Мурманской области. И предоставление такой возможности тоже могло бы стать решаемой задачей для руководства региона, но, безусловно, это задача на долгосрочный период.
Гуманитарной катастрофы в регионе определенно нет. С одной стороны, развернуты пункты временного содержания для беженцев, с другой – приняты меры для контроля за правопорядком, контроля передвижений по региону. Эти меры вступили в действие вместе с режимом повышенной готовности. Введение этого режима свидетельствует о понимании руководством региона, что в этой ситуации необходимо быстро принимать и быстро реализовывать решения, чтобы не допустить социальной напряженности. А дискуссия в обществе о дальнейшей судьбе беженцев сохраняется. И здесь в продолжение этих чрезвычайных мер было бы правильно разработать и представить местному сообществу и самим беженцам какую-то ясную интеграционную траекторию. Думаю, эта задача в целом понимается управленческой командой Чибиса, но сейчас чиновники заняты принятием неотложных мер. Безусловно, ситуация находится на личном контроле губернатора.
Ранее опубликовано на: http://regcomment.ru/analytics/komande-gubernatora-chibisa-vazhno-ne-dopustit-rosta-sotsialnoj-napryazhennosti-iz-za-skopleniya-bezhentsev-v-regione/