"Великие имена" закончились, а имена остались
Журналист, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич рассказал о проекте «Великие имена России», который будет иметь продолжение.
Итак: конкурс "Великие имена России" завершен, закончился и дополнительный, второй тур. С чем связано его проведение?
В некоторых регионах произошли т.н. «задвоения». Самый простой пример — это Санкт-Петербург и Воронеж: и там, и там в лидерах оказался Петр I Великий. Или Пенза и Минеральные Воды, где победил Лермонтов. То, что проект оказался важен для регионов, ярко проявилось в Ханты-Мансийском округе, потому что в Нижневартовске и Сургуте первым стал известный геолог Фарман Салманов. Известный для Северного Урала, Сибири, а, например, Центральная часть России не знает этого исследователя нефти и газа. Во многом для этого и проводился конкурс – открыть всей России новые, но очень достойные имена.
Возвращаясь к вашему вопросу: получилось, что в тех регионах, где победители-двойники получили меньшее количество голосов, состоялся второй тур.
Питеру должно быть, конечно, обидно, но в Воронеже гораздо активнее и большее количество людей проголосовало за Петра.
Во время второго тура возникали новые имена?
Так и получалось. На примере Питера, Петр достался Воронежу, а у них остались Достоевский, Александр Невский, Шостакович, просто они поднялись на одну позицию вверх. Снова шли серьезные состязания между этими именами. В результате аэропорт Санкт-Петербурга "получил" Достоевского, Пенза - Белинского, Нижневартовск - нефтяника Виктора Муравленко, Внуково - авиаконструктора Андрея Туполева.
Вроде Достоевский у нас бренд России, да. Но целый ряд имен оказался не охвачен вовсе. К тому же в том же Питере есть возмущение активной общественности, что «их Питер» ушел в другой регион. Но кого винить-то в проигрыше Воронежу, кроме себя? Надо было поднимать народные массы на голосование.
При этом я уже высказывал свое личное мнение – здесь важно подчеркнуть, что это мое личное мнение, не как члена оргкомитета, а просто как члена ОП РФ – не вижу ничего плохого в том, чтобы несколько (например, два) аэропорта носили одинаковые имена. Потому что прецедент все равно будет: в Оренбурге аэропорт носит имя Гагарина, и его же именем будет назван аэропорт Саратова. Тогда в чем проблема – если будет два аэропорта имени Гагарина, почему не быть двум аэропортам имени Петра Великого?
В ходе проекта в некоторых городах возникли сложности: Пермь, Иркутск, Мурманск, Горно-Алтайск. Можете прокомментировать эти ситуации?
Пермь снялась с конкурса, потому что в прошлом году там прошло аналогичное голосование, в ходе которого люди высказались за название Большое Савино. Иркутск снялся, потому что там планируется строительство нового большого аэропорта. И когда он будет построен, проведут голосование по поводу имени для него. Иначе начнется сумятица – для какого аэропорта выбирать имя, для старого или нового.
В Горно-Алтайске ситуация сложная, так как там ноздря в ноздрю пришли два претендента: Николай Рерих и Григорий Чорос-Гуркин. В обществе есть некий раскол, нужно было эту ситуацию сгладить, поэтому присвоение аэропорту имени пока отложили.
Что касается Мурманска, то там голосование завершилось уверенной победой Николая II Романова. Но есть несколько тем, имен, об которые будут всегда ломаться копья. Так же как в Омске любой проект, связанный с Колчаком, будут сопровождать воспоминания, так же и Николай II – слишком противоречивая фигура, чтобы спокойно смотреть на происходящее с ним или вокруг него.
Какие выводы можно сделать по результатам конкурса?
Конкурс вызвал интерес. Как мы уже отмечали, по ряду аэропортов такие имена как Екатерина II, Петр I, Менделеев, Ломоносов были серьезные битвы. Регионы пытались друг у друга оспорить имена великих людей. Второе, что я бы подчеркнул, были активны региональные «истории». То есть именно то, для чего это все и задумывалось. Так в итоге именем Фармана Салманова будет назван аэропорт Сургута, а Нижневартовский получит имя Виктора Муравленко. Человек, ни разу не бывавший в Сургуте, в самолете услышит сообщение, что он приземляется в аэропорту имени Фармана Салманова, наверняка заинтересуется и посмотрит, найдет в планшете, телефоне информацию, кто этот человек. Так же и с Нижневартовском. Или Григорий Чорос-Гуркин в Горно-Алтайске – кто из нас знал что-то о нем до этого голосования? А теперь его имя обсуждают в самых высоких московских кабинетах. В этом плане проект стоит признать удачным.
Конкурс будет иметь продолжение?
Повторю опять свой тезис – мой личный тезис – о том, что в следующем году было бы неплохо вовлечь в голосование и другие аэропорты, которых более 40, которые не попали в первый этап, они не очень крупные. А у нас помимо аэропортов есть масса интересного. Конечно, в соцсетях могут язвить по поводу остановок общественного транспорта, но, например, вокзалы – их вообще несметное количество. Не стоит подходить шаблонно и доводить до абсурда, типа, «вы прибываете в Новгород на Волхове имени Александра Невского». Но это мои мысли вслух о том, как можно было бы конкурс развивать.
Само напрашивается, что есть куча других аэропортов. Теперь в Ставрополе будет аэропорт имени Суворова, а в Минводах - имени Лермонтова. Но на Кавказе есть еще два аэропорта, которые уже носят имена: Магас имени первого Героя России генерала Суламбека Осканова и Махачкалинский аэропорт имени дважды Героя Советского Союза Амет-хана Султана. Но на Кавказе есть еще аэропорты в Нальчике, Владикавказе и в Грозном. Вот давайте поставим себя на место жителей этих регионов - чем их аэропорт хуже?
Что касается названия ж/д вокзалов, то это мои мысли. Народ любит путешествовать, в пути много станций… кто как может и хочет себя развлекает: читают книги, играют в карты, смотрят фильмы. Почему бы им не читать что-то, связанное с историей нашей страны?
Говоря о продолжении проекта, секретарь Общественной палаты РФ Фадеев отметил, что Общественная палата примет участие в разработке дизайна аэропортов?
Да, по завершении конкурса необходимо провести дизайнерское оформление, придать единую стилистику экспозициям в зданиях аэровокзалов. Было бы правильно, чтобы в каждом аэропорте был стенд, оформленный в едином стиле, где и будет размещена вся информация не столько даже о проекте «Великие имена России», сколько о тех людях, которые вошли в шорт-лист или даже попали в предварительную десятку – представьте себе только, насколько интересно все это будет читать!