Как защитить права учителей: проблема попала в фокус СПЧ
Заместитель директора Центра ПРИСП Валерий Прохоров – о положении школьных преподавателей.
С точки зрения прав, как личных, так и профессиональных, школьных учителей можно назвать одной из наиболее угнетённых групп.
С одной стороны, их провоцируют ученики и третируют родители. Доведённые буллингом педагоги становятся героями разнообразных компрометирующих видеороликов и стримов, многие из которых являются фейками. Серьёзной правовой оценки этому вполне распространённому явлению никто не давал, а предметом обсуждения становятся только самые вопиющие примеры, которые и рассматриваются как «особые случаи».
С другой стороны, учителя находятся под жёстким прессингом избыточно бюрократизированной отраслевой управленческой вертикали. Генерация запредельного количества отчётов разной степени необходимости зачастую занимает у них большее количество времени, чем непосредственно преподавание. Тема обсуждается уже давно, но нагрузка, связанная с генерацией «макулатуры», по заявлению педагогов, только возрастает.
Третий момент – это неформальная, но вполне конкретная насильственная вовлечённость учителей в электоральные процессы, в результате чего они вынуждены совершать действия, противоречащие их принципам и убеждениям, а иногда напрямую нарушать закон. Это касается и не вполне законных способов агитации, которую учителя вынуждены вести по указанию начальства, это и прямые махинации с бюллетенями, списками избирателей и подсчётом голосов на участках. Понятие «дать результат» на выборах имеет выраженную профессиональную подоплеку.
В результате регулярного ущемления прав и невозможности законным образом их защитить учителя испытывают колоссальный стресс, и это приводит к тому, что они сами срываются и проявляют насилие в отношении учеников. Простым законодательным запретом «дискредитации» невозможно решить проблему защиты прав педагогов: пресловутые компрометирующие ролики являют собой лишь небольшую видимую часть проблемы. В сложном комплексе нездоровых по своей природе взаимоотношений педагогического состава школ с родителями и учениками мы лишь качнём маятник в противоположную сторону и придём к ситуации, при которой произвол смогут творить уже сами педагоги.
Что касается практики системного нарушения прав учителей со стороны государства, являющегося (в большинстве случаев) их работодателем, то они пока что не попадают в формируемое законодателями поле обсуждения. Хорошая новость заключается в том, проблемой занялся Совет по правам человека при президенте, то есть в дело вступают профессиональные правозащитники. Следовательно, появляется шанс на то, что она будет изучаться именно в правозащитной плоскости, где в фокус изучения проблемы попадут не только вызывающие оторопь ролики с YouTube, но и скрытые причины, приводящие к их появлению.