Политико-воспитательная работа: от теории к практике
Политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Андрей Кравец – о профессиональной подготовке руководителей и их заместителей по политико-воспитательной работе.
Политико-воспитательная работа в территориальных подразделениях федеральных органов власти в регионах до недавнего времени была недооценена и только сейчас начинает формироваться и как задача, и как структура. Эта работа направлена на формирование гражданской активности, патриотизма и укрепление определенных ценностей среди сотрудников. В связи с этим, профессиональная подготовка руководителей и их заместителей по политико-воспитательной работе в коллективах играет ключевую роль.
Подготовка специалистов по политико-воспитательной работе позволяет им эффективно осуществлять свои функции, а также обеспечивает качественное проведение политико-воспитательных мероприятий. Важно, чтобы эти специалисты обладали не только теоретическими знаниями, но и практическим опытом, который позволит им успешно реализовывать программы по воспитанию и образованию сотрудников.
Руководители в территориальных подразделениях федеральных органов исполнительной власти должны так же осознавать, что политико-воспитательная работа направлена на формирование культуры, гражданственности и ответственности сотрудников перед обществом, и позволяет формировать коллективы, не только способные успешно решать производственные задачи, но и позиционировать государственные структуры перед населением.
Одной из ключевых задач политико-воспитательной работы является формирование у сотрудников осознанного отношения к политическим процессам, укрепление веры в государство, формирование лояльности к организации, а также закрепление ценностей организации и общества. Ответственность за успешное осуществление этой работы в первую очередь лежит на руководителях, которые должны обеспечить условия для эффективной политико-воспитательной деятельности.
Таким образом, важность политико-воспитательной работы в территориальных подразделениях федеральных органов власти и в организациях исполнительной власти не поддается сомнению, и именно она обеспечивает устойчивое состояние общества к негативному внешнему воздействию.
Образование и дополнительные компетенции руководителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и их заместителей по политико-воспитательной работе играют важную роль в осуществлении специфических полномочий. Эти должностные лица несут ответственность за формирование гражданской активности, патриотизма и укрепление ценностей среди сотрудников, и именно для этого им необходимо развивать специфические навыки и знания.
Например, нужны компетенции в области менеджмента, которые позволяют эффективно организовывать и управлять политико-воспитательными мероприятиями, выстраивать работу коллектива, распределять ресурсы и управлять процессами. Знания в области социологии помогают понимать социальные процессы, потребности и особенности аудитории, что является важным элементом в разработке эффективных программ политико-воспитательной работы.
Психологические компетенции необходимы для работы с людьми, понимания их мотиваций, развития эмпатии и умения строить доверительные отношения. В свою очередь, знания в области политологии помогают понимать политические процессы, анализировать современные политические тенденции и прогнозировать возможные изменения.
Важно отметить, что эти компетенции и знания должны быть подкреплены профессиональной подготовкой в рамках специализированных курсов, тренингов и программ. Только такие специалисты смогут успешно осуществлять политико-воспитательную деятельность в регионах, учитывая их специфику и особенности.
Подводя итоги, хочется сказать, что политико-воспитательная работа в регионах является ключевой составляющей для формирования гражданской позиции, укрепления правовых ценностей и развития политического сознания сотрудников, которые в регионах являются представителями федеральной власти и воспринимаются населением как носители государственной власти. Поэтому профессиональные компетенции и знания в области менеджмента, социологии, психологии и политологии играют важную роль в успешной реализации этой работы.
Центром политических компетенций Высшей школы экономики в настоящее время реализуется образовательная программа «Основы политического управления» для сотрудников органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. В настоящее время образовательные мероприятия уже прошли в 14 субъектах.