География и кино
Генеральный директор студии «Инсталлтехно», географ, режиссер Иван Сидельников – о творческих проектах и неигровом кино.
- Иван, расскажите, как произошло «преобразование» географа Сидельникова в географа-режиссера и как родилась идея создания творческой студии?
- Когда буйная университетская жизнь уверенно шла к закату, нарисовалась задача «найти себя». То есть, найти ту нишу, которая бы позволила применять знания в области наук о Земле, полученные в СПбГУ, и с их помощью приносить пользу обществу и доход своему кошельку. В активе была дипломная работа — «Инфраструктурный комплекс как фактор организации экономического пространства России». За это жизнерадостное название — отдельная благодарность моему научному руководителю, Сергею Андреевичу Хрущёву. Свой диплом я переписал в формат заявки на серию образовательных фильмов «Русская карта». Заявку отправил в министерство культуры — в тот «выпускной» год российское государство кинуло клич в поисках молодых кинодебютантов. Получил небольшой грант на реализацию этого проекта и первые годы после выпуска проработал на легендарной питерской киностудии «Леннаучфильм». Здесь, в реальном производстве, пришлось осваивать широкую линейку прикладных инструментов, позволяющих превращать знания и события в увлекательный видеоряд. Четыре года географ Сидельников много работал и снова учился — воплощать задуманное на экране. В трудах над «Русской картой» практиковался в сценарном деле, вникал в особенности операторского мастерства, брал уроки монтажа, синхронизировал свои идеи с дизайнерами компьютерной графики, дикторами и звукорежиссерами, делал первые шаги в продюсировании проектов, учился взаимодействию с разными творческими командами — и днём, и, что чаще, ночью. Так и осваивал редкую профессию — режиссёра неигрового кино. Найти свою нишу удалось на стыке дисциплин, соединив увлечение географией с возможностями визуальных технологий.
– В чем смысл работы режиссёра неигрового кинематографа?
– Кратко: в выработке информационного концентрата и в превращении его в наглядный видеоряд. Подробнее: из кусков, обрывков и деталей ты собираешь единое целое, обладающее признаками кинопродукта. Вместо тысячи слов за тебя должен заговорить экран — увлечь, разъяснить, сделать зримыми и понятными неочевидные процессы, продемонстрировать скрытые связи. Для этого нужно научиться сжимать и разжимать время, дополнять реальность, отсекать лишнее, упрощать сложное, чтобы передать зрителю необходимое и достаточное. Отмечу: сама по себе информация не очень ценна. Ценностью обладают обобщения и выводы. Возьмем повседневную жизнь: человек видит единичные новости, сведения, факты — множество фрагментов, отдельные события. В то же время ему важно понять контекст происходящего — сориентироваться, в каком «лесу» он находится, на каких «деревьях» висят «листочки» событий и новостей. Но для этого нужно «отлететь» на значительное расстояние. Географическое или временное. Как образно выразился наш Лев Николаевич Гумилёв: «Увидеть событие из мышиной норы, с невысокой горы и с высоты птичьего полёта». То есть, работа режиссёра — уметь менять масштаб, уметь найти причинно–следственные связи, уметь сложить разбросанные кусочки пазла в цельную картину. Это требует основательного погружения в тему, зато позволяет лучше узнать конструкцию жизни и подоплеку событий. Так, один из наших проектов начался с того, что заказчика заинтересовал временной промежуток в 15 минут. Это была четверть часа 24 августа 1953 года, когда каменный кремль Ростова Великого был разрушен внезапным ураганом. Именно этот небольшой фрагмент многовековой истории кремля стал импульсом, который позволил оттолкнуться от минутного события и превратить историю архитектурного ансамбля в зрелищный рассказ о прошлом и будущем жемчужины Золотого кольца России. Найдите всего семь с половиной минут и посмотрите этот любопытный фильм — Ураган // 1953.
– Иван, Вас захватила профессия режиссера сама по себе? Простор для творчества и открывшиеся возможности снимать натуру и рисовать графику?
– При всех креативных поисках неизменной оставалась специализация — мои проекты и семнадцать лет назад, и сегодня связаны с географией России, с её пространственным и отраслевым развитием. «Русская карта» оказалась отправной точкой в творческой биографии, а геофак стал моей «шинелью». В 2005 году завершился этап работы на «Леннаучфильме». Географрежиссер Сидельников стартовал в качестве предпринимателя, нашёл партнёров и в России появилась новая киностудия — Installtechno. На первых порах мы выполняли разовые заказы промышленников и банкиров, работали с министерством культуры, нашли себя на рынке политической рекламы. Работали нетривиально, с выдумкой. Конечно, хулиганили, но с умом. Помню, в 2006 году наш анимационный фильм к встрече «большой восьмёрки» обсуждали в прямом эфире BBC с Севой Новгородцевым и на федеральном канале — с Матвеем Ганапольским. Это был «наш ответ Чемберлену»: под саммит G8 британцы из рекламного агентства 4Creative сняли ролик «Смерть нации». В нём раненый русский медведь с трудом ползёт через снежное поле с окровавленными капканами. Этот «вдохновляющий» видеоряд сопровождает грустный дикторский текст о безнадёжном будущем России — аборты, смертность, пьянство. Решив восстановить баланс, мы тогда сделали фильм «Канатоходец: Россия в современном глобальном мире». У вас есть возможность вернуться в то беспокойное прошлое и лично оценить «соревнование» творческих команд. Побывав во всех концах страны, мы выбрались за её пределы, прочесали большинство климатических зон, от Арктики до Антарктики. Искали героев нового времени — и находили их. Много экспериментировали — пробовали нестандартные киноприемы и нешаблонные спецэффекты. Как сделать из банального и обычного интересное и впечатляющее? Как продемонстрировать невозможное, небывалое или невидимое? Да так, чтобы «глаз не оторвать» и «интересно до финальных титров»? Это всегда цепь весьма трудоёмких процедур. Поэтому снова учились — сообщать своим фильмам свойства научно–популярного кино, что переводит их из категории «одноразовые» в сектор «фильмов–долгожителей», актуальных вне времени. Тринадцать лет пролетели незаметно. Студия подросла и объединилась с коллегами в отраслевую группу компаний Infomens. Сегодня наши специалисты создают визуальные продукты разного формата — документальные и корпоративные фильмы, все виды инфографики, приложения виртуальной и дополненной реальности — то, что сегодня называют «развлекательная аналитика». Большинство проектов мы выполняем по заказу коммерческих компаний и государственных организаций. Но можем позволить и собственное производство — на темы, которые считаем актуальными и посильными для воплощения своими ресурсами или при поддержке заинтересованных партнёров. На следующую пятилетку наметили обширный темплан. Попробуем его реализовать.
– Об этом можно чуть подробнее?
– Один медиаменеджер, чей взлёт к вершинам профессии пришёлся ещё на времена застоя в СССР, любил повторять своим корреспондентам: «Сделайте из острого негатива озабоченный позитив!» В переводе на русский это означало вставить в материал пару цитат из классика. Действительно, это рабочая информационная технология. Она позволяет соотносить свои ситуативные оценки и подходы с более авторитетными мнениями, выдержавшими проверку временем. В поисках главного посыла для наших работ мы обратились к помощи одного Поэта и одного экономического советника правительства России. Александр Сергеевич Пушкин не подвёл: «Россия слишком мало известна русским» — сожалел он в далёком 1836 году. Без малого двести лет спустя это наблюдение актуальности не теряет. Каждое новое поколение страну свою знает довольно плохо и вынуждено открывать Россию заново. Что делаем и мы. Ну а Дмитрий Иванович Менделеев технично обозначил, какого результата нужно достичь — как говорится, направил и устремил. В своём труде «К познанию России» он дал универсальную формулу нормального патриотизма: «Нам особенно нужны хорошо образованные люди, близко знающие русскую природу, всю нашу действительность, для того чтобы мы могли делать самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны». Получив ценные советы из прошлого, мы двинулись из сегодня в завтра: в своих будущих фильмах продолжим устремлять зрителя к познанию России. Исследуем её географию и экономику, историю и природу, технологические и социальные процессы. Продолжим рассказ о путях развития. Этими приоритетами я объясняю список проектов, экранизацию которых студия осуществляет в инициативном порядке, подключает партнёров и соинвесторов. Вот только несколько актуальных тем: «География новой России», «Великие цивилизации Евразии», «Русская карта–5: атлас мозга», «Технологии здоровья: культ урологии», «Транснет–онлайн», «Я выбираю профессию», «В папку Президенту», «Истоки», «Время полярных стран»...
– «Время полярных стран». Я слышала это название и видела очень энергичный трейлер. Это было довольно давно. О чем этот проект?
– О, Север... Суровое царство льдов, страна тайги и камней. Замерзнув, земля не хранит следов, не помнит, кто шел по ней... Эта история началась лет десять–одиннадцать назад. Как раз с известной акции полярника Чилингарова, установившего русский флаг на дне Северного Ледовитого океана. После этого нашумевшего проекта меня пригласил директор института Арктики и Антарктики Иван Евгеньевич Фролов и предложил вылететь на поиски подходящей льдины для дрейфующей полярной станции СП–35. А заодно посмотреть, что происходит в северных широтах, и основательно подумать, как превращать полярное в популярное. Время, сказал, будет. И правда, почти 40 дней на борту научно–экспедиционного судна «Академик Федоров» погрузили в неспешную атмосферу Арктики. По результатам экспедиции появился тот самый энергичный трейлер. Затем пришлось отслужить «срочную службу» в высоких широтах, отпахать несколько лет в «полярных университетах» и сдать «курсовые работы» местным авторитетам и старейшинам. Чтобы признали за своих: проверили, поверили и приоткрыли дверь в мир серьезных арктических процессов — в истории и экономике, на шельфе и островах, в постройке судов и разных увлекательных науках. Полярные проекты всегда длятся долго и обходятся дорого, но того стоят: Арктика — то место, куда вкладывают миллиарды, чтобы получить триллионы. Кроме фильмов, в рамках этого проекта готовим и другие визуальные продукты, освещающие деятельность института — работу научно–экспедиционного флота в Арктике и Антарктике, инженерное освоение континентального шельфа, удивительную среду морских льдов, геофизические исследования ближнего космоса, историю дрейфующих станций и проект создания ледостойкой платформы «Северный полюс». Документальная «поляна» современной Арктики тоже почти нетронута. Сценаристам и режиссерам раздолье: десятки тем, сотни героев, масштабные процессы — природные, промышленные, социальные — по–прежнему, скрыты от зрителя. До сих пор не разгаданы загадки полярной истории и географии — от «исчезающих» островов, что время от времени возникают и пропадают в мелководных морях сибирского шельфа (вспомним хотя бы «землю Санникова») до целых цивилизаций, замерших до поры во времени — Арктида, Гиперборея, Берингия, «архипелаг ГУЛАГ», «угольная», «научная», «военная». Ранящие следы — брошенные города, угольные поселки, горно–обогатительные комбинаты и военные базы, ржавые от индустриального хлама и «скончавшейся» вроде бы инфраструктуры — все они ждут своего автора — человека с широким кругозором и навыками исследователя. И здесь же, из–под завалов ветхого и брошенного, пробиваются ростки нового и перспективного — новые станции, новые порты, новые проекты государственных и частных компаний — на Коле, Ямале, Таймыре, на островах. Звучит непривычно, но, начиная, примерно, с 15–го века, арктические регионы формировали до 1/3 национального дохода страны. Менялись только источники и названия извлекаемых ресурсов — меха, рыба, моржовый клык, лес, металлы, нефть, газ — а доля в бюджете менялась незначительно. И этот момент принципиально важен для страны, чья территория на 2/3 — арктическая, «крайнесеверная» или приравненная к ней. Экономическая история — тема для Севера ключевая. Однако на пятки вопросам арктической экономики наступают проблемы экологии, здоровья и качества жизни. В связке с ними следуют дефицит подготовленных кадров для производственных комплексов нового типа, научные открытия и внедрение исследовательских сервисов в коммерческий оборот, технологическая модернизация промышленных объектов, строительство нового транспорта. Эти высокоширотные регионы только кажутся застывшими во льдах. А только приоткроешь дверь в этот мир, как оттуда навстречу врывается бешеная энергетика. Здесь становится жарко.
– Как бы Вы описали целевую аудиторию этого проекта?
– Арктические фильмы адресованы тем, кто планирует работать и зарабатывать в России. Тем, кто не тратит время на критику других народов, у которых «всё ладится» за счет их «бездуховности». Тем, кто при циничной жизни современника, не утратил тягу к доброму, чистому и неизведанному. Тем, кто понимает, что великим прошлым сыт не будешь. Тем, кто видит, что в нашей стране надо не только продолжать дело предков, но и начинать свое. И это благодарная аудитория, хотя и не массовая. В Арктике бывает и так, что у твоего кинопроекта — всего один зритель. Обычно, крайне занятой — президент, председатель правительства, отраслевой вице–премьер или руководитель крупной компании. И этот зритель, к примеру, должен принять решение по сложному вопросу. Ему необходимо детально рассмотреть проблематику и вникнуть в суть за считанные минуты — время такого человека дорого, а цена решения, принятого или не принятого, — крайне высока. Возьмем строительство ледоколов для освоения Арктики. Тема сама по себе нужная, но с расплывчатой формулировкой «для освоения...» звучит слишком общо и недостаточно для принятия затратных решений в десятки миллиардов рублей. Вдобавок, имеющих огромный временной «интервал отсрочки»: решение принимается сегодня, а его результатом смогут воспользоваться через 7–10 лет. Именно такой горизонт имеет проектирование и строительство крупных инфраструктурных объектов или атомного ледокольного флота. Для демонстрации аргументов, взаимосвязей, перспектив и проблем используется информационный инструмент — фильм. Так, в серии «Время полярных стран. Ямал» — он вышел на экран в 2013 году — мы показали, как через пять лет заработает завод «Ямал СПГ» (Сабетта, побережье Карского моря). На постоянной основе этот завод будет ежедневно отгружать сжиженный природный газ (СПГ) из Арктики на европейский и азиатский рынки. Да, за пять лет до запуска проекта на Ямале лишь заснеженная тундра и старый посёлок геологоразведчиков. Но инвесторы и чиновники должны увидеть, что через несколько лет здесь будет совершенно другая реальность, в которой начнет действовать эффективная промышленная цепочка завод → порт → система управления движением судов → танкерный флот → ледокольное сопровождение рейсов. Через 4 года в построенный международный аэропорт Сабетта будут садиться дальнемагистральные авиалайнеры, в глубоководный морской порт придут первые суда–газовозы. Они должны загружаться за 20 часов. Их должны встретить ледоколы и проводить по трассам Северного морского пути — через ледовые поля вывести на чистую воду. Ещё через 10–12 суток они должны пришвартоваться в европейском или азиатском порту, выгрузить СПГ, развернуться и пойти обратно. И встать в регулярное расписание, поскольку сжиженный газ Ямала законтрактован на десятки лет вперёд: куплен, учтён и включён в производственную цепочку конечного потребителя. Эта разница в ощущениях — колоссальна. Сегодня у тебя чистое поле, а через некоторое время должна быть отлаженная система, которая исключает такие варианты развития событий, как «не пришел», «не успел», «не получилось». В этой логике и новые ледоколы нужны не просто потому, что мы осваиваем Арктику, а потому что мы должны обеспечить свои экспортные контракты, получить отчисления в бюджет, загрузить работой предприятия — это аргументация другого порядка. И она требует наглядного разъяснения.
– А почему в темплане появился раздел про историю и мировоззрение? Чего мы не знаем сегодня? Что, по Вашему мнению должны были бы переоценить?
– «Живописная Россия» — продолжение проекта, который начинался ещё на «Леннаучфильме» автором и режиссером Валентиной Гуркаленко. В начале этого века там были сняты первые фильмы — «Рюрик и его братья в легендах, преданиях и народной памяти», а также «Князь Олег Вещий». В серии этих фильмов рассказ о нашей истории складывается с точки зрения народной памяти об открытиях и преобразованиях пространства, в котором жили и действовали наши предки. Увлекательная, почти нетронутая тема, в которой, с одной стороны, необходимо пройти дистанцию от князя Рюрика к современности, а с другой, наоборот, углубиться в дохристианскую историю наших земель. Парадокс: несмотря на постоянно растущие информационные потоки, сведения о том, как была организована жизнь на территориях, которые мы называем Древней Русью, о том, как, чем и в каких условиях здесь занимались тысячелетия назад, сегодня недопустимо скромны. И та поговорка, что Россия — страна с непредсказуемым прошлым, для этой серии — благо и преимущество: интересно работать на передовой, ведь у археологов, этнографов и других исследователей появляется все больше любопытных исторических находок и открытий. Как географ, я оперирую картографическими слоями и их динамическими изменениями во времени. Агрегируя разрозненную научную информацию, любопытно будет создать такой визуальный продукт, который позволит снимать и накладывать исторические слои один за другим — наблюдать и фиксировать, как менялась жизнь поколений. Своего рода анализ историко–географической big data («больших данных») — и это реальный шаг навстречу своему прошлому, настоящему и будущему.
– За свое презентационное видео Вы получили ряд престижных наград. Назовёте хотя бы основные?
– Из крупных международных премий стоит назвать приз крупнейшего в мире фестиваля корпоративных медиа — Нью–Йоркского фестиваля рекламы: за полутораминутный рассказ о российской компании «Норильский никель» мы завоевали золото в номинации «Лучший корпоративный имиджевый ролик». На Каннском фестивале корпоративных фильмов наша студия получила серебряного дельфина за ролик о металлах. На престижном фестивале в Индии фильмыпрезентации Норильска, Оренбуржья и Ростовского кремля заняли сразу три первых места, став лучшими в разных номинациях — за фильм, за сценарий, за спецэффекты.
– Какие из своих проектов Вы считаете наиболее значимыми?
– Отмечу свой дебют — «Русскую карту». Фильмы этой серии не только получили многочисленные фестивальные призы и отзывы из разных аудиторий, от школьников и студентов до журналистов и управленцев. В этом проекте удалось и сформулировать позицию воспитанника географической школы петербургского университета, и раскрыть зрителям непростые темы, связанные с политикой, экономикой и технологическим развитием нашей страны. Проект сохраняет актуальность — многие вопросы, поставленные тогда, в 2001–2004 годах, оказались «отложенными» и всё настойчивее требуют решения сегодня. Далее, «Время полярных стран». Этот проект — гимн «полярной России», источник прикладных знаний по разным направлениям арктических наук и тот перекрёсток, где сходятся все дороги, по которым сегодня рисуют будущее нашей страны. В тройке призёров — серия фильмов для горно–металлургической компании «Норильский никель», с которой мы работаем уже девять лет. Эти промышленники умеют подать себя и свой бизнес без излишеств, по существу. В своих корпоративных информационных продуктах они просят раскрывать связи отраслевых интересов компании с общероссийской повесткой, рассказывать о проектах, значение которых выходит далеко за узкие корпоративные рамки горного дела или металлургии — то есть, о проектах, работающих на страну. Вот только один пример — строительство и успешная эксплуатация ледокольного флота арктических экспрессов на полярных магистралях Севморпути. Четвёртый проект — особый. Это двухсерийный фильм «Спас–Камень»: два героя — две судьбы. Двойной портрет — остров Каменный (Кубенское озеро, Вологодская область) и Александр Николаевич Плигин (рядовой вологжанин, изменивший свою жизнь неожиданным образом). Время от времени я пересматриваю этот удивительный фильм в поисках ответов на вопросы, которые однажды задаёт себе каждый человек: «Дар напрасный, дар случайный... Жизнь, зачем ты мне дана?» И в самом деле, зачем?
– Планируете ли продолжение «Русской карты»?
– Да, сейчас собираю информацию для сценария пятого фильма. Его рабочее название «Русская карта–5: атлас мозга». Эта серия расскажет о национальной системе государственного управления. Социологические исследования показывают, что в нашей стране мало кто представляет, как устроена эта система. Включая, кстати, самих чиновников. Немногие из нас читали Конституцию — основной закон страны. Считанные единицы имеют представление о той самой вертикали власти. Еще меньше людей знают зоны ответственности федерального правительства, функционал министерств или пределы компетенции губернаторов. Соотечественники слабо представляют себе структуру национального бюджета, источники и механизм его формирования, а уж межбюджетные отношения федерального центра с регионами и муниципалитетами и вовсе тёмный лес. Между тем, это термины и обстоятельства, с пониманием которых гражданин страны должен жить со школы. Жить и понимать свою сопричастность к происходящему. В этом фильме планирую показать, как система государственного управления работала в России на протяжении тысячи лет, как менялась и как устроена сегодня. Без фантазий, не утаивая недостатков, демонстрируя её как технологическую цепочку, со всеми звеньями — и важными, и слабыми. Тема эта свежа, местами неожиданна и весьма зрелищна. Вот небольшой фрагмент из сценарного плана: «Есть такая профессия — Родину защищать». Эту фразу мы запомнили с детства. Затем повзрослели и задумались о других важных вопросах. Например, как Родиной управлять? Кто обязан обеспечивать, чтобы на Руси жилось хорошо? Каковы критерии эффективности деятельности армии управленцев, и есть ли они? Почему последние годы проблемами управления занимается Институт мозга человека? В 2000–е годы это направление неожиданно возглавила академик Н.П. Бехтерева. Изучая различные центры мозга, она пришла к выводу, что в подготовке адекватных ситуации управленцев должны участвовать и нейрофизиологи. Зачем? Как выглядят и как работают технологии управления — импульсы, распоряжения, постановления, правила, программы, межбюджетные отношения и реформы? Что общего между государственной бюрократической системой и нейробиологией? Можно ли сформировать харизму у человека во властной вертикали? Разные сигналы и импульсы идут из коры головного мозга по системе вниз. Сегодня нам может не нравиться, как работает мозг. Но давайте разберемся, как он устроен. Покажем «код власти» — технологическую цепочку, последовательность действий из системных решений — законов, целевых программ, народнохозяйственных задач, межотраслевых и территориальных проектов, призванных обеспечить развитие страны. А обратной стороной снова покажем «организм»: изучив мозг, необходимо обратиться и к системам, в которые уходят сигналы и распоряжения — в какую среду они попадают, все ли там ладно, или не хватает. Чего?..» Интересующихся темой отсылаю к работе Александра Прохорова — много лет назад ему удалось издать парадоксальный труд под названием «Русская модель управления». В «Русской карте» это глобальное исследование будет продолжено, переосмыслено и расширено.
– Есть ли у Вас профессиональная мечта?
– Достойной профессиональной мечтой считаю воссоздание в обновленном варианте студии «Леннаучфильм». Под этой маркой в нашей стране много лет производили качественный образовательный, просветительский и учебный контент. Тот контент, что помогал гражданину сформировать точку зрения, выбрать жизненный путь, решить конкретные жизненные проблемы. Ведь что такое «сделать качественный фильм»? Это как построить завод, который будет «выпускать» эмоции, оценки, «производить» новые мысли у зрителей. Оказывая влияние на настроение, мировоззрение, поведение и предпочтения людей, их жизненные цели и приоритеты, киноиндустрия не раз помогала разным странам пережить сложные времена и преодолеть кризис. Те же американцы начинали выход из великой депрессии с того, что рисовали образ будущего в Голливуде. В послевоенные годы настроение жителей нашей страны формировалось кинопродукцией, которую выпускал советский кинематограф. Фильмы создавали атмосферу, давали надежду на будущее, окрыляли, мотивировали, устремляли мечту целого поколения — например, в космос. То есть, как минимум, две ведущие страны, решая общественно–значимые задачи, использовали одни и те же информационные инструменты и технологии. И дышали друг другу в затылок на передовых и пионерных направлениях, в самых сложных проектах — атомных, космических, военных. Познавательный формат научно–популярных фильмов работает как «мягкая сила» культурной политики, позволяет формировать образ будущего — страны, в которой бы хотелось жить и не жалеть об этом. В середине 20–го века на «Леннаучфильме» работал режиссёр советских научно–популярных космических блокбастеров, новатор киноиндустрии, инженер–разработчик киноприемов и спецэффектов — Павел Клушанцев. Для демонстрации невозможного, небывалого или невидимого, скрытых, трудноописываемых, труднопредставляемых процессов он придумывал и вытворял такие трюки, разрабатывал и воплощал такие спецэффекты, что его часто называли не только учителем Джорджа Лукаса (автор «Звёздных войн»), но и «отцом» нового киноформата, в котором спецэффекты и нестандартные визуальные киноприёмы используются для познания мира, для расширения знаний о нём. Клушанцев создал целый мир научно–популярного космоса («Дорога к звёздам», «Метеориты», «Луна», «Марс», «Планета бурь»), сформировал миллионную аудиторию, которая ждала каждого следующего погружения в тему, создал движение к познанию, ломавшее стереотипы. Он внедрял принцип «понять — значит, упростить» или «когда невероятное становится очевидным». И это имело спрос у поколений, тянувшихся к новым знаниям. Сейчас мы наблюдаем смену запросов в масштабах страны — на смену поколениям, проживающим наследство СССР, повестка которых забита прошлым, приходят поколения, у которых запрос на будущее достаточно высок. Сегодняшним школьникам и студентам предстоит пережить смену экономического формата, они вынуждены будут строить много нового, отличного от прежнего, а потому они заинтересованы в концентрированных знаниях, удобно упакованных и подготовленных к восприятию. Приведу такой пример. Когда–то, в конце 1980–х годов на крупной международной конференции железнодорожников прозвучал малопонятный и далекий от их повседневной жизни лозунг: «Железные дороги должны или измениться, или умереть!» И эта хлесткая фраза заставила задуматься о сути изменений: вывела на первые позиции сторонников разделения видов движения — грузового и пассажирского — подстегнула развитие высокоскоростных магистралей, вдохнула в их деятельность новый смысл. Предполагаю, что доминирующим сегодня форматам информационных инструментов — телевизионным шоу, отраслевым видеоблогам, корпоративному видеопроизводству — придётся вырастать из коротких штанишек. Повсеместно растёт спрос на принципиально другую информационную продукцию, с качественно иными потребительскими свойствами. Связь с историей, географией, технологическими находками, перевод специфической информации на доступный язык, междисциплинарный подход. Формирование производственных задач, популяризация отраслевых достижений, а заодно и представлений о мироздании, и стремление к высоким идеалам, и нацеленность на творческую деятельность человека. Этот формат объединяет идеологические, технократические и прикладные задачи, включая даже и профориентацию — выбор будущего, ту самую «русскую мечту», что складывается из целей для общества и общенациональных задач для экономики. Такая прикладная футурология, толчки в будущее. Для начала их нужно показать на экране. Это работает, проверено временем и крупнейшими киноиндустриями мира — американской, советской, индийской. Да, первые ростки будущего пробиваются уже сегодня — на отдельных каналах, в отдельных передачах (ОТР, РБК, «Страна», «Моя страна», «Техно24»). На студии «Леннаучфильм. 2.0» нам пригодится опыт Павла Клушанцева: показывать пробуждение творческой мысли, решение сложных задач через ум, смекалку и мастерство — средствами научно–популярного кино, через разработку прикладных технологий, материаловедение, новые промышленные циклы, через историю и географию проектов, раскрывая прикладные знания и лайфхаки в интересах страны, регионов, отраслей. Что из всего этого получится — покажет время.