Четыре вызова для Александра Усса
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Виктор Потуремский подводит политические итоги года для Красноярского края и называет четыре проблемные темы, с которыми должен справиться губернатор Александр Усс.
Большинства политологов, экспертов сходятся в том, что среди губернаторов у Александра Усса одна из самых крепких позиций в не только в сибирском регионе, но и в целом по стране? Вы разделяете это мнение?
Да, разделяю. На мой взгляд, если в целом оценивать ситуацию в крае сейчас, то одна из составляющих успеха — это стабильность, согласованность и связанность внутри элиты. Это результат действий Александра Викторовича Усса. По большинству рейтингов он значительно нарастил свое положение и входит иногда в тройку, иногда в пятерку «лучших губернаторов», наряду с известными лидерами. Оценка политической и экономической стабильности в регионе напрямую является результатом деятельности губернатора.
Но при этом же продолжаются перестановки в правительстве края?
Не назвал бы это перестановками. Приходят новые люди. То, что кадры станут не простой задачей для исполнительной власти, было понятно еще осенью 2017 года, когда состоялось назначение Усса временно исполняющим обязанности губернатора. Прийти к формированию правительства стало возможным уже после выборов: практически через год после назначения, когда ушла приставка «ВРИО». Сейчас ключевые позиции заняты сильными фигурами - возникла понятная конфигурация, определены правила, цели поставлены. На уровне правительства идет поиск эффективных кадров. С учетом того, что Усс делает ставку на своих, красноярских, процесс подбора квалифицированных кадров продолжается и на уровне краевой власти, и в административном центре региона. У муниципальной власти ровно такие же проблемы – кадры и создание эффективных управленческих процессов.
Определенный вклад в стабилизацию позиции Усса привнесли предлагаемый им проект «Енисейская Сибирь», объединяющий потенциалы Красноярского края, республик Хакасия и Тыва?
Сейчас можно сказать, что проект, отношение к которому вначале было довольно скептическое, состоялся. Он получил поддержку на уровне Правительства РФ, есть соответствующие решения и документы. Не признавать этот успех нельзя.
Интересно то, что проект родился в Красноярском крае, инициирован Александром Викторовичем, но его значение и влияние на соседние регионы – Хакасию и Тыву – трудно переоценить. Получился надрегиональный проект по созданию экономического макрорегиона.
Речь идет о продолжении индустриализации Восточной Сибири. Содержание проекта «Енисейской Сибири» это логика, заложенная ещё в советское время и может даже ещё раньше. Развитие инфраструктуры, добыча полезных ископаемых, каскад енисейских ГЭС, такие проекты как «Нижнее Приангарье», все это - звенья одной цепи. Сейчас это выходит на новый уровень. Соединить в единое экономическое пространство регионы, развитие которых планировалось за пределами нынешних границ субъектов задача не только в интересах Красноярска и «енисейских» регионов, но и в интересах Сибирского Федерального округа и страны.
Какие основные проблемы, вызовы существуют на сегодняшний день для Александра Усса?
Первая критическая точка – это, конечно 29-я Всемирная зимняя Универсиада, до которой остаются считанные недели (будет проходить в Красноярске со 2 по 12 марта - прим.ред). В Красноярске подобных событий по масштабу и по уровню не происходило никогда. Оценка и качество проведения этого знакового мероприятия повлияет на будущее региона, политическое будущее его руководителя. Сейчас поводов для тревоги, связанных с подготовкой к Универсиаде, нет. Тем не менее мероприятие масштабное, международного уровня, и очень сложно избежать планки сравнения с Универсиадой в Казани, с прошедшим недавно Чемпионатом мира по футболу. Вопрос прежде всего про то, насколько Красноярск сможет воспользоваться возможностями проведения Универсиады для развития города и инфраструктуры.
Второй вызов – ситуация с муниципальной властью и управлением вообще и с Красноярском в первую очередь. В 2019 году предстоит большой цикл муниципальных выборов. На мой взгляд, вопросы эффективного взаимодействия муниципальной власти остаются существенными, и прежде всего, взаимодействия с краевым центром. Есть проблемы, которые удалось решить, но процесс продолжится.
Третий вызов – экономика и все, что с этим связано. Экономическая ситуация продолжает оставаться достаточно сложной – расходы населения растут, доходы отстают. Увеличивается налоговая нагрузка. Это несет риск роста протестных настроений. От власти ждут действий по решению этих проблем.
Обсуждая экономику, нужно учитывать сложную ситуацию, в которой оказалась группа «Русский алюминий» в результате санкций. Ситуация санкционного давления продолжает создавать нестабильность.
Четвертый, и, пожалуй, самый существенный вызов для Александра Усса - экология Красноярского края в целом. Проблема есть, она видна, создает напряжение, население требует принятия от власти каких-то эффективных мер. Понятно, что проблема комплексная, сложная и не может быть решена в короткие сроки.
Разработана специальная программа по решению экологических проблем, она утверждается и принимается совместно с федеральной властью. Процесс небыстрый. О каких-то радикальных изменениях и наступивших улучшениях, к сожалению, сказать нельзя.
Так что эта тема остается существенной угрозой и серьезным вызовом для Александра Усса.