Все, что нас не убивает, делает нас сильнее
Политолог, глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев – об устойчивости экономической модели РФ.
Чтобы стать жизнеспособнее, любая система должна подвергаться определенному уровню стресса и время от времени пребывать в состоянии нестабильности. Кризис продуктивен и выводит жизнеспособные системы на новый качественный уровень. Любой объект, любое явление возможно поместить в разряд хрупких или же антихрупких. Так утверждает Нассим Николас Талеб — американский ученый с ливанскими корнями, почетный профессор Нью-Йоркского университета и специалист по проблемам анализа рисков. Талеб уверен, что жизнеспособная система нуждается в периодических встрясках, именно эти встряски придают ей «антихрупкость».
Для многих всё вышесказанное было очевидно до Талеба, но именно он возвел это в теорию. Первыми, кто заявил про «антихрупкость» применительно к политической и экономической системе Российской Федерации, стали эксперты ФоРГО. Во всяком случае, я это услышал именно от них.
Говоря о высокой адаптивности российской экономической модели и устойчивости властной конструкции, Фонд Развития Гражданского Общества опирается на данные исследований. Мне же достаточно личного эмпирического опыта.
Был вчера в ТРЦ «Европолис». Жизнь бьет ключем. Если не обращать внимание, что одни магазины заменили другие, что кто-то просто сменил вывеску, что вместо Sony и Samsung теперь Haier, Hisense и Xiaomi, a вместо Asus и Dell нынче Huawei и Redmi, то не поменялось ничего. Фудкорты заполнены людьми. В магазинах доминирует Китай, но есть буквально все.
Стало больше российских брендов. Социальное благополучие подтверждает заполненность детских игровых центров. Санкции? Неее, не слышали.
Население полностью адаптировалось. Алтайские и костромские сыры вместо итальянских для большинства не трагедия. Рынок и предпринимательская инициатива выручают. Прилавки наполнены.
Путинская экономика демонстрирует устойчивость, приспособилась к санкциям, гарантирует приемлемый для населения уровень доходов и социальных гарантий.
Экономическая модель позволяет существовать государству в его нынешнем виде многие годы.
Антихрупкость как есть. «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее». Слова философа, которого звали Фридрих Ницше. Главный принцип жизнеспособности людей и систем он изложил в виде афоризма. И это работает.
Так что, «черные лебеди» могут лететь один за другим, но ни в краткосрочной, ни в среднесрочной перспективе, система не рухнет.
Базовые запросы большинства населения удовлетворены. Ценностно-идеологический каркас выстроен. Устойчивость и антихрупкость проверены временем и делом.
С учетом растущего среднего возраста россиян поколенческий разрыв, конфликт ценностей и мировоззрений отцов и детей, а точнее даже бабушек и внуков, триггером перемен станет еще не скоро. Но и тут у нашей консервативной системы есть надежда на патриотическое воспитание и преемственность.