Перспективы дефицита топлива в ЕС
Журналист, эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о прекращении поставок индийских нефтепродуктов в Европу.
Красноморский капкан захлопнулся, Индия практически перестала поставлять топливо в Европу: дорого везти в обход Африки. Для стран ЕС перекрыт второй важнейший канал поставки готовых нефтепродуктов. От дефицита топлива спасает лишь межсезонье. Однако впереди посевная, переходящая в традиционный летний пик потребления. Если к тому времени логистика не наладится (а для этого пока нет никаких предпосылок), то уже в ближайшие месяцы внутренний рынок нефтепродуктов ЕС начнет искрить.
Ситуация усугубляется тем, что «серый» импорт российского топлива через Турцию тоже в любой момент может закрыться по двум причинам: проблемы с платежами и многочисленные поломки российских НПЗ из-за атак беспилотников и санкций на ввоз оборудования. Российский спрос отечественные НПЗ удовлетворят, а вот на внешнюю торговлю топлива все меньше.
Проблему дефицита могут решить американские производители, но в условиях монополии поставок они постараются получить максимум прибыли от роли «белого рыцаря», спасающего транспорт Европы.