Новые цели для развития Арктики
Первый заместитель директора Центра ПРИСП, помощник секретаря ОП РФ VI созыва Александр Зябрев – об очередном заседании рабочей группы Госсовета по Арктике.
28 февраля в Москве прошло четвертое заседания рабочей группы по обеспечению транспортно-логистического и социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации при Комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Транспорт» (более известной просто как рабочая группа Госсовета по Арктике). Дата проведения заседания накануне оглашения послания Президента РФ Федеральному Собранию, вероятнее всего, выбрана неслучайно: в ходе своего выступления глава государства наверняка затронет тему перспектив развития северных территорий.
Значение этого мероприятия следует рассматривать в первую очередь сквозь призму тех проектов, которые ранее были инициированы и доведены до реализации представителями рабочей группы, а именно распространения на северные территории условий льготного получения ипотеки и выделения системы опорных населенных пунктов в Российской Арктике.
Роль рабочей группы в реализации северной политики наглядно подчеркивало присутствие не только председателя - губернатора Мурманской области Андрея Чибиса. В ее работе принял участие лично Алексей Чекунков.
Собравшиеся обсуждали такие вопросы, как:
- актуализация целей и задач развития Арктической зоны России в рамках их адаптации к обновленному содержанию стратегических указов о национальных целях развития РФ до 2036 года;
- необходимость разработки дополнительных мер для развития опорных населенных пунктов на Севере;
- возможность изменения норм содержания мышьяка в рыбной продукции.
В последнем случае необходимо дать пояснение: речь идет о давних дебатах, связанных с наличием в северных популяциях рыб органического мышьяка. Действующие нормы предельной концентрации органического мышьяка (при том, что многие эксперты оспаривают его токсичность) часто становятся причиной изъятия и уничтожения улова с сопутствующим наложением штрафа на рыболовов. Размеры убытков составляют ежегодно не менее 160 тыс. тонн рыбы и морепродуктов - трески, краба, зубатки, креветки, камбалы. Закономерным итогом этой дискуссии стали повторяющиеся дебаты между представителями бизнеса и профильных ведомств.
С одной стороны, противники сохранения действующих норм напоминают коллегам о том, что в организме человека в силу естественных причин содержится тот же самый мышьяк (в теле взрослого его концентрация достигает 20 мг) отрицают токсичность органической формы этого элемента и ссылаются на опыт зарубежных стран. Так, в Японии и Республике Корея максимально допустимые уровни мышьяка в рыбе и морепродуктах измеряются в общей и неорганической формах, а законодательство Китая предполагает только определение уровня неорганического мышьяка (при измерении общей формы элемента в его уровень не превышает норматива, установленного для неорганической формы). Против сохранения действующих норм выступают в том числе эксперты Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии имени Н. М. Книповича.
Их оппоненты, в свою очередь, настаивают на том, что имеющиеся данные о токсичности органических форм мышьяка, по их мнению, свидетельствует о невозможности раздельного нормирования его органических и неорганических форм в составе пищевой продукции.
Вынесение данного вопроса на обсуждение рабочей группы оставляет надежды, что он так или иначе будет оперативно решен, но с должным уровнем методической проработки.