Готовы ли регионы к мусорной реформе?
«Мусорная» реформа в России в очередной раз откладывается. Под конец 2018 года Госдума РФ спешно приняла решение отсрочить ее введение в регионах, не готовых к соблюдению новых правил обращения с отходами. В противном случае, как говорят эксперты, стране были уготованы не только проблемы с утилизацией мусора, но и рост социальной напряженности. С нового года в каждом субъекте РФ должны были появиться региональные операторы по вывозу и переработке твердых коммунальных отходов (ТКО), которые обязаны отвечать за содержание свалок и создавать инфраструктуру по переработке мусора.
Финансироваться операторы должны были за счет повышения тарифов на вывоз мусора, взимаемых с населения. Цель – создать условия, при которых большая часть отходов будет перерабатываться или сжигаться, а число мусорных полигонов сокращаться.
Однако ближе к концу года стало очевидно, что далеко не все регионы готовы к переходу на новую систему, поскольку в них не нашлось компаний, желающих стать операторами.
Лидер партии "Альянс зеленых" Александр Закондырин рассуждает о причинах, из-за которых полномасштабный запуск реформы системы обращения с отходами в России откладывается , о последствиях отсрочки и необходимости принятия жестких репрессивных мер против нарушителей чистоты.
Одна из краеугольных проблем, застопоривших реформу, – это система тарифов. Бизнес не стремится в эту сферу, поскольку это инвестиционно, это непривлекательно – тарифы слишком низкие.
Разница с Европой, для сравнения, более чем в 20 раз. Однако даже повышение тарифов в 10 раз (примерно со 100 руб. до 1000) чревато социальным недовольством, а это, разумеется, государству не нужно.
Инвестировать в строительство крупных сортировочных центров и мусоросжигательных заводов бизнес тоже не торопится, а само государство не располагает средствами, чтобы решить проблему запуска комплексной системы работы с отходами.
Проблема заключается в том, что правила работы в отрасли постоянно меняются: например, вводится то экологический налог, то утилизационный сбор.
Нет четкого механизма гарантий, непредсказуемость отталкивает бизнес, поскольку проекты окупаются далеко не за один год, а правила могут меняться каждые два-три года.
Не созрело до сортировки мусора и само население, и здесь нужны меры радикальные. Экологически ответственное поведение в плане раздельного сбора мусора можно создать только при помощи репрессивных механизмов.
Это мировая практика – штрафы и жесткий контроль. Убеждением и лаской здесь ничего не решишь.
Психология большинства такова, что, если можно хаотически бросать мусор и ничего за это не платить, так и будет происходить.
Полностью материал на: http://www.ng.ru/energy/2019-01-14/15_7481_energy08.html