Первый зампредседателя комиссии по развитию информационного сообщества ОП РФ, сопредседатель Координационного совета при ОП РФ по интеграции новых субъектов РФ, эксперт Центра ПРИСП
06.03.2024

«Интересные» инструменты информационного воздействия

 

С 15 по 17 марта состоятся выборы президента России. Это знаменательное событие не только для нашей страны, но и для западных политтехнологов. Первый зампредседателя комиссии по развитию информационного сообщества ОП РФ, сопредседатель Координационного совета при ОП РФ по интеграции новых субъектов РФ, эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич рассказал, как Запад может дискредитировать не только голосование, но и действующую российскую власть.

Не исключаю, что США в очередной раз попытаются вмешаться в выборы с помощью банальных, но действенных инструментов информационного давления.

За поиском каналов массового влияния далеко ходить не нужно. Их широко предоставляют западные ИТ-гиганты, такие как Meta* и Google. Последнюю регулярно уличают во вмешательстве в выборы в России и мире.

Например, в 2018 году прокуратура Центрального административного округа Москвы предупредила Google о недопустимости вмешательства в Единый день голосования 9 сентября. А в Роскомнадзоре заявили, что «десятки специализированных YouTube-каналов» массово призывали нарушать российское законодательство. Однако корпорация продолжила вмешиваться в выборы и в последующие годы.

При этом «аппетит» ИТ-гиганта не ограничивается только Россией. Например, в 2019 году газета The New York Times выпустила расследование о влиянии YouTube на выборы в Бразилии. Выяснилось, что видеохостинг систематически перенаправлял пользователей на каналы ультраправых деятелей. Одним из них был Жаир Болсонару, который с начала 2019 года стал президентом Бразилии. Правда, в 2022 году он решил не дожидаться окончания срока и покинул страну. Но это уже другая история.

В 2021 году журналист и политолог Эрик Земмур обвинил YouTube во вмешательстве в выборы во Франции. Он выдвинул свою кандидатуру на пост президента страны. Чтобы больше людей увидели новость, Земмур разместил на площадке видео, в котором рассказывал о своем выдвижении. Однако в YouTube решили поставить на видеоролик возрастное ограничение. Чтобы подтвердить совершеннолетний возраст, пользователю нужно было предъявить фото документа, удостоверяющего личность, или банковскую карту.

Google не забывает вмешиваться и в дела своей родины – США. Например, в 2019 году в интервью организации Project Veritas на тот момент старший инженер-программист Google Грег Коппола рассказал про ангажированное отношение Google News к ряду сайтов. Из-за такого подхода на каждый запрос о Дональде Трампе Google News выдавал источники, которые были ярыми противниками экс-президента.

Для манипуляции общественным мнением корпорация использует и свою поисковую систему. Так, в 2023 году ученые пришли к выводу, что Google с помощью поисковых алгоритмов влияет на мнение пользователей, продвигая либеральное мировоззрение. Такой подход искажал результаты поиска: в выдаче выдавались положительные статьи про нынешнего президента США Джо Байдена и ссылки на материалы, выставляющие его соперника Дональда Трампа в плохом свете. А YouTube в 76% случаев советовал пользователям к просмотру видео, которые продвигают либеральные идеи. Более того, даже YouTube Kids предлагал подобные ролики детям.

В целом выборы 2020 года в США наделали много шума, в том числе благодаря фейкам, которые распространялись через YouTube. Примечательно, что позже видеохостинг вообще решил не удалять дезинформацию об итогах этих выборов.

«Интересные» инструменты информационного воздействия у YouTube на этом не заканчиваются. Отдельного внимания заслуживают опросы, которые могут появляться в конце некоторых роликов. Да, в основном они связаны с рекламными кампаниями, но потенциально эту механику площадка может использовать для чего угодно, в том числе и для политических опросов. Понятно, что результаты подобных исследований будут нерепрезентативны, однако для создания кричащего заголовка и очередного фейкового вброса вполне могут подойти.

Подозреваю, что в марте мы столкнемся с новой волной фейков на YouTube. Поэтому я советую быть осторожными всем российским пользователям, которые продолжают использовать этот видеохостинг, и критично относиться к роликам, которые платформа будут предлагать к просмотру. Подобный лживый контент наверняка попытается дискредитировать не только сами выборы, но и действующую российскую власть.

Чтобы не стать жертвой подобной лжи, будет полезно развивать критическое мышление, перепроверять информацию в официальных источниках и пользоваться фактчекинговыми ресурсами, такими как «Лапша Медиа». Кроме этого, необходимо минимизировать использование любых сервисов компании Google, особенно YouTube. Функционально они ничем не отличаются от российских аналогов. Например, потреблять разнообразный контент легко можно на RUTUBE и «VK Видео», без риска стать мишенью западной пропагандистской машины.

Главное – оставайтесь бдительными на просторах интернета, не обращайте внимания на политические провокации, которые нацелены на подрыв доверия к российской власти. Не становитесь жертвой манипуляций со стороны Google. Корпорация любит вмешиваться в выборы в различных странах и активно продвигает антироссийскую повестку, которая совсем не соответствует действительности. Иными словами, Google – один из главных западных ИТ-гигантов, который попирает объективную картину мира.

* META ПРИЗНАНА ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ЗАПРЕЩЕНА НА ТЕРРИТОРИИ РФ.

Ранее опубликовано на: https://fedpress.ru/personal-view/3302933

 

soc seti politika

 
Партнеры
politgen-min-6 «Интересные» инструменты информационного воздействия
banner-cik-min «Интересные» инструменты информационного воздействия
banner-rfsv-min «Интересные» инструменты информационного воздействия
expert-min-2 «Интересные» инструменты информационного воздействия
partners 6
eac_NW-min «Интересные» инструменты информационного воздействия
insomar-min-3 «Интересные» инструменты информационного воздействия
indexlc-logo-min «Интересные» инструменты информационного воздействия
rapc-banner «Интересные» инструменты информационного воздействия