Символы и смыслы вологодских фестивалей
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о значении фестивалей в Вологодской области.
Когда речь заходит о политике идентичности, мы чаще всего представляем себе следующую картину. Холеный мужчина в костюме стоимостью в 20 – 30 средних зарплат по региону вещает перед широкой аудиторией о духовности, корнях и верности русским традициям. А после возвращения в рабочий кабинет, смотрит на семейное фото, сделанное на вилле сына в Испании, переводит взгляд на циферблат часов Richard Mille, мысленно напоминает себе позвонить внуку в Швейцарию и, напевая строки из Sous le Ciel de Paris, начинает планировать отпуск в «столице искусства жизни» (она же город Париж).
Публичная политика не терпит ни формализма, ни лицемерия. Она почти всегда носит нативный характер и предполагает глубокое эмоциональное вовлечение. Потому, к сожалению, лишь достаточно ограниченный круг представителей российского истеблишмента умеют действительно эффективно конструировать идентичность масс. Круг «элитариев», способных осуществлять это осознанно, на системной основе, в рамках четкой системы методов еще более узок. Однако такие люди действительно существуют.
Приведем наглядный пример. Вологодский губернатор Георгий Филимонов не эпатирует публику появлением на официальных мероприятиях с бородой до пупа и кафтане, подпоясанном кушаком, и равным образом не тратит время на гневные филиппики в адрес «богомерзкого Запада». Вместо этого он и его команда организуют на территории управляемого региона крупные фестивали, либо посвященные традиционным формам отдыха населения Вологодчины, либо привязанные территориально к местам концентрации исторических памятников. Например, совсем недавно завершился фестиваль «Русская тройка» под Вологдой, а 9 марта в Кириллове (известном как центр сосредоточения старинных монастырей) был открыт фестиваль «В снегах Кириллова», посвященный зимним техническим видам спорта – гонкам на снегоходах, мотокроссу и т.д.
Именно так и должна работать политика идентичности здорового человека. Символы и связанные с ними смыслы и ценности нельзя транслировать в директивной, лобовой форме, щедро приправляя цинизмом и лицемерием. Любовь к собственной истории и культуре подтверждается не пафосными декларациями. Они должны проникать в повседневную жизнь человека, становясь естественной частью его образа жизни. И власти должны скорее помочь человеку вспомнить о его корнях в максимально ненавязчивой форме.
«Сим победиши», как любил говаривать (возможно) Константин Великий.