Минус реклама, минус деньги
Член правления РАПК, глава аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский – о предложенных поправках в закон «О рекламе».
В феврале этого года группа депутатов Госдумы внесла поправки в закон «О рекламе», которые при первом прочтении вызывают желание спросить у авторов инициативы, думали ли они о последствиях его принятия.
Данный законопроект предлагает пролонгировать на 10 лет уже существующие контракты по старым ценам (то есть инфляция арендных платежей 10-летней давности) и не предусматривает торгов за право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Получается, конструкции останутся у тех же собственников, что и сейчас, а другие просто не будут допущены на рекламный рынок.
Попахивает монополизацией рынка, причем неприкрытой. Но это одна беда, гораздо важнее то, что такая мера лишает региональные и муниципальные бюджеты доходов и без того не гигантских, при этом крайне ожидаемых и расписанных. Например, для Москвы (а торги планировались еще и в Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Красноярске и других крупных городах, где операторы платили миллионы только за право заключить договор) доля рекламных доходов сегодня всего 10 процентов (3 млрд. рублей) в год. Не самые большие по меркам столицы, чего не скажешь о других регионах, где финансовые поступления в бюджет от рекламы достигают 30-40% от дохода. А теперь давайте умножим цифры недополученной прибыли на 10 лет при пролонгации действующих договоров – в Москве это гигантские 120-150 миллиардов рублей. Не говоря о том, что на этот год бюджеты уже сверстаны, а в случае принятия данного законопроекта их придется срочно менять.
Очевидно, что законопроект в нынешнем виде не учитывает ни мнения субъектов, ни ситуацию в муниципалитетах, ни ситуацию на рынке рекламы, где в случае его принятия станется всего несколько крупных агентств, произойдет фактическая олигополизация всей сферы, что скажется на ценах, а соответственно, и на доходах. В данном случае мы видим не сильно замаскированный лоббизм. Но лоббизм лоббизму рознь. Сразу вспоминается законопроект о едином рекламном операторе, который пытались продвинуть пару лет назад, но у думского большинства тогда хватило ума его отклонить.