«Монолит для игры вдолгую» – продолжение темы
Политический аналитик, эксперт Центра ПРИСП Юрий Солдатов – о создании возможностей для технологического рывка России.
Инвестиции в человеческий и основной капитал (безусловно при правильном и контролируемом распределении) следует использовать в первую очередь в целях технологического рывка и, как следствие, эффективных изменений механизма экономики. Россия могла бы в течение пяти лет увеличить объем долговременного инвестиционного кредита в основной и человеческий капитал в два с половиной – три раза. По данным Росстата инвестиции в данный сектор экономики в четвертом квартале 2023 года выросли на 8,6 – 9% (в зависимости от статьи расходов) по сравнению с аналогичным кварталом 2022 года.
Реализовать указанное не составит особого труда, поскольку около 70-75% банковских активов составляют активы государственных банков или кредитных учреждений, контролируемых государством, включая Центробанк. Такой инвестиционный кредит будет востребован и реально возвращен при условии низкой процентной ставки. Например, при окупаемости 5–7 лет — 4–5% годовых, 10–12 лет — 3–4%, 20–25 лет — 2–3%. Долговременный (на 10–20 лет) кредит для получения профобразования мог бы предоставляться под 2–4%. В зависимости от ключевой ставки регулятора, в ближайшие два-три года на инвестиционные кредиты возмещение банкам недостающих процентнов могло бы осуществлять государство. Средства на это можно заимствовать у консолидированного бюджета, где до 5 трлн руб., в основном по статье «Национальная экономика», расходуется на окупаемые проекты безвозвратно. Если бюджетные окупаемые проекты перевести на инвестиционные кредиты с минимальными ставками, то высвободится сумма в разы больше, чем нужно на указанные выше цели (мнение академика Абеля Аганбегяна).
Особо следует подчеркнуть необходимость долговременного инвестиционного кредитования профподготовки населения. Сумма одного кредита для получения профессионального высшего образования в ведущих вузах страны, с учетом затрат не только на образование, но и на проживание в крупных городах, может составить около 1 млн руб. При сроке такого низкопроцентного кредита (до 3% годовых) в 10–15 лет, после окончания обучения и начала работы, придется ежегодно ежемесячно выплачивать около 10 тыс. руб. Сумма незначительная при среднестатистической зарплате выпускников данных учебных заведений. При этом, следует рассмотреть следующую опцию. В случае поступления выпускника на государственную или военную службы, организация-работодатель погашает кредиторскую задолженность своего работника в течение пяти лет, пока он работает. Коммерческий сектор может получать налоговые льготы при привлечении такой категории сотрудников и принятия на себя их ссудных обязательств.
Для абитуриентов, желающих получить среднетехническое профессиональное образование, также следует рассмотреть возможность получения кредитного плеча. Тем более, что платное обучение в подобных учреждениях менее затратно. Соответственно, сумма кредита будет меньше.
С помощью подобных инструментов можно будет преодолеть социальное неравенство в получении высокоэффективного профобразования, которое сейчас недоступно значительной части не только бедного населения, но и среднеобеспеченного.