Орочья гримаса коллективной ответственности
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о попытках исказить смысл произведений Джона Толкина в угоду политической конъюнктуре.
Когда речь заходит о концептуальной трактовке любого художественного произведения, большинство критиков с просторов Интернета используют подход «я художник, я так вижу, а ты – чудак на букву «эм»». Ни буква, ни тем более дух первоисточника никогда не берутся в расчет. И это правило прекрасно описывает попытки символически приравнять русских к оркам, а Россию – к Мордору.
Профессор Толкин исчерпывающим образом описал природу зла в своем мире. Оно – плод действий падшего валар (архангела) Мелькора – некогда величайшего из созданий Творца. В попытках исказить замысел последнего и захватить контроль над сотворенным им миром, Мелькор растворил частички себя в каждом из элементов окружающей действительности. Т.е. в Арде Искаженной зло всесуще и не может ассоциироваться с конкретной локацией, народом, артефактом или личностью (помимо породившего его падшего архангела). Слуга и преемник Малькора Саурон сокрыл свои силы в маленьком золотом ободке – кольце Всевластья. А кольцом Моргота стала сама Арда. «Мир во зле лежит» – это суждение исчерпывающим образом описывает созданную Толкином вселенную. Даже вроде бы добрые и благие эльфы в ее рамках местами творят чудовищные преступления вплоть до охоты ради развлечения на других разумных созданий. И именно поэтому самое процветающее и изначально праведное государство Людей Запада – Нуменор – в произведениях профессора превращается сначала в управляемую узурпатором колониальную империю расистов, а затем – буквально в царство дьяволопоклонников. Каждый может поддаться искушению и оступиться. Недаром в итоге даже Фродо, стоя на склоне Роковой горы, отказался бросить кольцо в жерло вулкана, поддавшись его чарам.
И в то же время Профессор подчеркивал, что зло неспособно к творчеству, в его силах лишь искажать созданное Богом. И потому те же орки – это искалеченные и искаженные магией эльфы. Т.е. в основе своей природы и орк, и эльф – это одно и то же существо.
Показателен и другой момент. В одном из своих писем Толкин охарактеризовал антинемецкую истерию в английском обществе в начале ВМВ как «орочье поведение». Профессор прекрасно осознавал сущность нацизма и последовательно отрицал расовое безумие «третьего рейха», но всегда четко разделял последователей Гитлера и народ Германии. Именно поэтому после завершения битвы в Хельмовой Пади правители роханцев не пытаются истребить сражавшихся вместе с орками Сарумана дунландцев. «Отстроите вместе с нами заново то, что разрушали с орками, принесете клятву никогда более с враждою не переступать Изенских бродов и ступайте себе восвояси, Саруман обманул вас, и дорогой ценой расплатились вы за вашу доверчивость, а если бы одержали победу, расплатились бы ещё дороже» – вот что услышали пленные горцы от своих победителей.
Поэтому орками в данном случае уместнее назвать именно адептов концепции коллективной вины.