«Активный гражданин» – решение задач с учетом мнения жителей
Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов – о десятилетней работе цифровой платформы Москвы.
Проект «Активный гражданин», как и ряд других сервисов, которые появились позже, например «Электронный дом», являются частью понятной людям цифровой инфраструктуры. Жители Москвы привыкли взаимодействовать с городом и государством в цифровой среде. С помощью этого цифрового инструмента они могут решать городские проблемы, отвечать на важные для города вопросы по поводу названия станций метро, решений о размещении рекреационных, спортивных объектов и т. д. Они чувствуют свою причастность, и у них есть возможность, будучи вовлеченными, получать различные баллы, тратить их на благотворительность, мерч с символикой города и другие дела. Поэтому такая экосистема востребованная и удобная. Она удобна и власти, поскольку есть прямой способ спросить у людей, что они думают. А жителям удобно, потому что они могут и свои идеи предлагать, и выражать отношение к важным процессам, которые идут в городе.
Конечно, когда «Активный гражданин» появился 10 лет назад, в него закладывали значительно более скромные задачи, но сейчас, при неравнодушии активных жителей города разных возрастных категорий и социального статуса, проект стал знаковой частью московской электронной инфраструктуры. На площадке «Активного гражданина» проводится акция стимулирования потребительского спроса «Миллион призов», к которой москвичи положительно относятся, принимают в ней участие.
Жители Москвы очень разные, они по-разному относятся к общественной активности и волонтерской работе, но с годами общественная сознательность растет. Люди проявляют неравнодушие, делятся восприятием справедливости, и чтобы получить репрезентативную оценку общества другими способами – социологией, поквартирным обходом, понадобилось бы гораздо больше усилий, и это привело бы к другим результатам. Благодаря активным москвичам, которые живут вместе с городом в том темпе, в котором он развивается, экосистема работает. Поэтому «Активный гражданин» помогает решать важнейшие вопросы с учетом мнения жителей.
Москва – это цифровой авангард. Здесь появляется, тестируется множество новаций, которые становятся затем привычными и для других регионов. Например, сейчас в каждом регионе страны уже есть МФЦ или аналоги. Но впервые это появилось именно в столице. «Активный гражданин», «Электронный дом», «Помощник Москвы» и другие сервисы пока еще часть именно московской инфраструктуры, потому что здесь уровень цифровизации госуслуг значительно выше, чем в других регионах страны и даже в других столицах мира. Частично похожие механизмы реализуются в крупных городах России. Но я думаю, что такие практики будут развиваться и распространяться в разных регионах, как, например, распространяется сейчас ДЭГ, просто для этого нужно создание определенной инфраструктуры, а это вопрос времени. Наше общество активно идет в сторону цифровой трансформации, и в послании-2024 президент отметил, говоря о новом нацпроекте «Экономика данных», что все государственные направления должны быть переведены на цифровые платформы. Наглядный пример такой платформы и представляет собой «Активный гражданин».
Ранее опубликовано на: https://regcomment.ru/analytics/proekt-aktivnyj-grazhdanin-pomogaet-reshat-vazhnejshie-voprosy-razvitiya-moskvy-s-uchetom-mneniya-zhitelej/