Ответ Тегерана на израильскую атаку: остались вопросы
Заместитель директора Центра ПРИСП Валерий Прохоров – об иранской атаке на Израиль.
Как оценивать успешность (или неуспешность) иранской атаки на Израиль? Этого сложно сделать в «мясной» логике человеческих потерь и разрушений. Всё это походило на имитацию. Но есть одно «но». Целью Ирана могла быть демонстрация набора эффективных действий, призванных показать прежде всего самому Израилю наличие в его обороне уязвимостей, которые могут быть с высокой вероятностью использованы противником при нанесении удара. Эту задачу Иран успешно решил.
Во-первых, заявления о том, что израильская система ПРО «Кипат барзель» («Железный купол») поразил практически все иранские беспилотники в непосредственной близости от границы, не соответствуют действительности. «Шахеды» довольно свободно летали, например, над Тель-Авивом. Интересно, что в течение буквально нескольких секунд они пролетели сначала в одном направлении, а потом в противоположном. То есть они беспрепятственно маневрировали, а сбивали их в непосредственной близости от города.
Во-вторых, по заявлением самих же израильских военных, «существенный вклад в уничтожение беспилотников внесли партнёры, сбивавшие их в приграничных районах Сирии». То есть «Купол» работал в режиме перегрузки несмотря на помощь США и Британии. Эта система неоптимальна для перехвата маневрирующих целей, и об этом давно заявляли некоторые израильские эксперты.
В-третьих, прилёт по авиабазе Неватим, является нацеленным ракетным ударом, а не обломками «успешно сбитых беспилотников» и не «фейком из Чили». База расположена вблизи города Беэр-Шева, рядом с которым находится ядерный исследовательский центр Димона. Системы ПРО «Пэтриот», прикрывающие район, не сработали штатно.
И последнее из важного. В денежном выражении атака стоила Ирану на порядок дешевле, чем оборона Израилю.
Таким образом, Иран, возможно, не ударил, а лишь пригрозил ударом. И это принципиально меняет весь контекст.