Инструменты для роста благосостояния населения
Политический аналитик, эксперт Центра ПРИСП Юрий Солдатов – в продолжение темы о составляющих социально-экономического роста РФ.
В Послании президента РФ Федеральному собранию 2024 года в очередной раз, в качестве приоритетной задачи, прозвучало – рост благосостояния населения и повышение качества жизни россиян. Причем решение ее необходимо осуществить в ближайшие годы. Стоит ли напоминать, что повышение жизненного уровня является ключевой составной частью социально-экономического роста и неотъемлемой социально-ориентированного государства?
Основная задача в этом направлении – ускорение роста реальных доходов и конечного потребления товаров и услуг, производимых по статье основного капитала. Речь идет о дополнительном повышении доходов граждан примерно на 10 трлн руб. в ближайшие три года.
Прежде всего предстоит повысить минимальный уровень заработной платы примерно с 19 тыс. рублей (по состоянию на 1 января 2024 года – 19 242 рубля) до 40 тыс. рублей в месяц. По рекомендациям МОТ (Международная организация труда) минимальная зарплата должна быть вдвое ниже средней зарплаты, Рекомендации ЕС: минимальная зарплата должна составлять 60% от уровня средней. Так что, предложенное повышение является лишь первым шагом на этом пути. Мы могли бы выйти на рекомендуемые нормативы ближе к 2030 г. Повышение минимальной зарплаты будет серьезным шагом в решении задачи, поставленной президентом РФ В.В. Путиным и в его Указе о сокращении бедности вдвое. Следовало бы осуществить предлагаемое повышение минимальной зарплаты на каждом предприятии и организации за счет собственных средств. Отдельным предприятиям на эти цели следует выделить низкопроцентные кредиты или льготы в виде налоговых послаблений. Применительно к бюджетным предприятиям и организациям это повышение может быть осуществлено за счет сокращения излишнего управленческого аппарата.
До 40 тыс. рублей необходимо поднять средний размер пенсий, составляющий применительно к пенсиям по старости на сегодняшний день около 23 тыс. рублей. На эти цели можно направить средства Фонда национального благосостояния, который, в свою очередь, следует использовать исключительно по прямому назначению, а не для финансирования инфраструктурных объектов, не имеющих прямого отношения к благосостоянию народа. В последующем, необходимо провести новую пенсионную реформу, перейдя на накопительную систему с формированием фонда, счета которого стали бы доступными для постоянного мониторинга граждан, с возможностью для их владельцов ими управлять.
Переход к накопительным пенсиям позволит дополнительно увеличить фонд самых длинных и эффективных денег для инвестиционных вложений. Такое повышение пенсионного обеспечения приблизит Россию к выполнению норматива МОТ, по которому размер пенсий должен соответствовать 40–60% зарплаты (на сегодняшний день около 25%), а также позволит снизить пенсионный возраст.
Сложная задача – поднять на 20-25 тыс. в месяц душевой доход населения в сельской местности и малых городах. Государство испытывает трудности, чтобы механически повысить реальные доходы в этом секторе. Альтернатива – создать соответствующие условия. В этой связи предлагается из миллионов подсобных хозяйств выбрать 300 –400 тыс. более продвинутых для формирования на их базе фермерских крестьянских хозяйств. Для этого им надо бесплатно выделить необходимые участки земли, по дешевому лизингу предоставить соответствующую технику, по низкопроцентному кредиту обеспечить качественными семенами и среднепородистым скотом в целях развития животноводства, построив необходимые сооружения для ведения хозяйства и т.д.
Фермерские хозяйства при этом будут объединены в промысловые кооперативы по регионам, при которых целесообразно создать организации по обслуживанию фермерства и сбыту их продукции. При промысловых кооперативах в малых городах и значимых селах нужно создать тысячи предприятий по переработке продукции. Миллионы селян и жителей небольших городов начнут активную трудовую деятельность, используя льготы, полученные от государства, и продавая свою продукцию в определенной мере дешевле крупных монополизированных торговых систем.