Республиканцы «переобуваются в воздухе»?
Спикер Палаты представителей Конгресса США Майк Джонсон 20 апреля ставит на голосование законопроект о помощи Украине, Израилю и Тайваню.
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о деталях нового транша.
Пакет разделен на три части, по каждой из которых будет отдельное голосование. Киеву предлагается выделить 61 млрд долларов и ракеты ATACMS дальностью до 300 км. При этом вопрос о защите границы с Мексикой от нелегальных мигрантов в законопроекте не упоминается вовсе.
«Переобувание в воздухе» спикера-республиканца Джонсона, который ранее последовательно блокировал рассмотрение любых законопроектов о помощи Киеву, а теперь затянул известную мантру, что Россия после Украины нападёт на НАТО, оказалось неожиданностью даже для его коллег в Палате представителей. Так, имеющая серьёзный политический вес республиканка Марджори Тейлор Грин недоумевает: «Вы, спикер Джонсон, ранее проголосовали против выделения Киеву 300 миллионов долларов, и никто не понимает, почему сейчас вашим главным приоритетом является выделение Украине ещё 60 миллиардов». Грин предложила поправку к законопроекту, согласно которой члены Конгресса, голосующие за предоставление помощи Украине, обязаны вступить в ряды ВСУ, а также совместно с коллегой по партии Томасом Мэсси выступила с предложением снять Джонсона с поста спикера.
Интересно также, что на минувших выходных Джонсон встречался с Трампом, с которым, вероятно, мог обсуждать вопрос помощи Киеву. Но даже если они это и не обсуждали, тот факт, что за несколько дней мы так и не услышали призывы Трампа к конгрессменам не голосовать за законопроект, может говорить о его молчаливом согласии. Не факт, что законопроект будет принят, мы видим серьёзный раскол среди республиканцев на этой почве, но всё же интересно, какие именно аргументы Белого дома вдруг так эффективно подействовали на Джонсона и, возможно, даже на Трампа.
Если законопроект всё же будет принят, то, во-первых, Украине достанется не 61 млрд долларов, а, по различным оценкам, от 14 до 23 млрд, и то не деньгами, а вооружением и оборонными услугами. Все остальное останется в США и пойдёт на модернизацию и расширение американского ВПК. Для сравнения, за предыдущие два года Киев получил от Вашингтона 110 млрд долларов, и, как мы видим, это ему не очень помогло.
Это даже не говоря о том, что для противостояния России Украина должна провести нормальную мобилизацию, набрать если не 500 тыс. человек, как заявлял Зеленский в конце прошлого года, то хотя бы 300 тыс., на экипировку, обучение и выплаты которым, по подсчётам украинских нардепов, потребуется от 10 млрд долларов (без учёта коррупционного фактора). При этом, напомню, Киев получит помощь устаревшей техникой, а не деньгами. Кроме того, во-первых, даже за деньги на Украине мало желающих ехать на передовую. Во-вторых, все эти ресурсы не появятся на фронте мгновенно: пока уладятся формальности в Вашингтоне, пока на Украину привезут «железо», пока (и если) Киев худо-бедно поймает несколько тысяч не успевших сбежать хлопцев, пока их обучит, пройдёт довольно много времени, полагаю, от 4 до 6 месяцев.
Поэтому, в случае если законопроект примут в субботу, у России будет это окно возможностей, которым Москве нужно максимально эффективно воспользоваться, чтобы до начала осени либо нанести ВСУ такое поражение, от которого они уже не смогут оправиться, либо, по крайней мере, выполнить «задачу минимум» по выдавливанию противника с территорий ДНР, ЛНР и Запорожской области.
Что касается возможной передачи Киеву ракет ATACMS, мы знаем, что в зоне СВО противник давно применяет их аналоги – англо-французские Storm Shadow / Scalp, и они даже более опасны, чем ATACMS, поскольку ниже летят, применяют ложные цели, т.е. сложнее сбиваются нашими системами ПВО.
Несмотря на всё это, возможное выделение США помощи Украине, конечно, не является для нас хорошей новостью. Их намерение подтверждает курс Вашингтона на дальнейшую эскалацию конфликта. Однако открытым остаётся вопрос: зачем всё это в преддверии президентских выборов вдруг понадобилось республиканцам?