Очернение оппонента с помощью ИИ – крайне популярная услуга
По итогам прошедших выборов в России, да и в других странах, стало очевидным, что злоумышленники стремятся активно повлиять на результат с помощью фейков, особенно созданных с применением искусственного интеллекта.
Первый зампредседателя комиссии по развитию информационного сообщества ОП РФ, сопредседатель Координационного совета при ОП РФ по интеграции новых субъектов РФ, эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич – о том, как фейки влияют на выборы по всему миру.
Опасения возникли не на пустом месте – достаточно взглянуть на уже произошедшие прецеденты. Так, по мере приближения январских выборов на острове Тайвань кандидат в президенты Уильям Лай стал жертвой сгенерированных ИИ мемов про якобы растрату им государственных средств. Кроме того, Лай упоминался в фейковых новостных роликах – созданные ИИ «ведущие» рассказывали, что у него есть внебрачные дети.
Очернение политического оппонента с помощью ИИ – крайне популярная услуга. В этом лично убедился специалист по дипфейкам из Индии Дивьендра Сингх Джадун. По его словам, во время выборов к нему обращались сотни политиков. В число запросов входило наложение лица конкурента на порнографическое изображение и подделка аудиозаписей. По заявлению эксперта, с заказами схожего характера к нему обращался каждый второй политик.
Жертвой дипфейка уже успел стать и лидер партии «Прогрессивная Словакия» Михал Шимечка. В 2023 году во время выборов в Национальный совет Словацкой Республики в Сети распространились фейковые аудио, где Шимечка хвастался об успешной фальсификации результатов и о намерении повысить цены на пиво. Не последнюю роль в распространении дезинформации сыграли социальные сети ИТ-гиганта Meta*. Согласно его политике, нельзя размещать видео, на которых искажена оригинальная речь человека. Однако соответствующее ограничение для аудиофайлов корпорация не предусмотрела.
В целом ответственность за ситуацию с распространением дезинформации несет не только Meta*, но и другие западные ИТ-гиганты. И дело даже не в том, что им не удается обнаружить каждый дипфейк – это практически невозможно, учитывая их количество и постоянный рост качества. Вопросы вызывает легкомысленное отношение к такому контенту.
К примеру, американский видеохостинг YouTube фактически официально разрешил распространять фейки о президентских выборах 2020 года в США. Да, эти события остались в прошлом. Тем не менее такие действия не только могут составить неверное представление о выборах у тех, кто будет искать информацию о них в будущем, но и многое говорит про YouTube. Если видеохостинг допускает распространение фейков о событиях в своей родной стране, то на что он готов пойти, если речь идет о России, прямом политическом и идеологическом оппоненте США?
К счастью, наша страна готова к подобным информационным атакам. Это, например, доказали президентские выборы в этом году. Как заявляла председатель ЦИК РФ Элла Памфилова, фейки о президентских выборах удавалось оперативно разоблачать.
Можно с уверенностью сказать, что западные страны «выстрелили себе в ногу», начав информационную войну против России еще до начала специальной военной операции на Украине. Это дало возможность досконально изучить большинство тактик и разработать меры противодействия. И успешное отражение волн дезинформации в один из самых главных дней в истории нашей страны – тому доказательство.
* Признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ
Ранее опубликовано на: https://fedpress.ru/expert-opinion/3316213