ЦИК и наблюдатели
Странный законопроект внес лидер «Справедливой России» Сергей Миронов в Госдуму. Он предлагает наделить ЦИК правом назначать наблюдателей на избирательные участки. Логика простая: Центризбирком «прекрасно» справляется с ролью гаранта прозрачности избирательных процессов, так пусть же следит и за порядком на участках.
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – об инициативе Сергея Миронова и пересекающихся интересах Центризбиркома и института наблюдателей.
Я рассматриваю эту законодательную инициативу «Справедливой России» исключительно как информационный повод, как некую возможность лишний раз заявить о себе в условиях, когда о партии уже начали подзабывать, когда она уже почти ничего не предлагает и порядком выпала из информационного поля.
Что касается самого законопроекта, то это очень спорная инициатива, к которой возникает много вопросов. Центризбирком организует проведение выборов, а решения ЦИК, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий. То есть, это единая система, в которой у ЦИК есть все рычаги, необходимые для обеспечения законности и прозрачности выборов, и этими средствами она уверенно пользуется. Например, в сентябре прошлого года Центризбирком признал недействительными итоги скандального второго тура выборов в Приморье, когда оппозиционный кандидат, уверенно лидировавший на протяжении всего подсчета голосов, проиграл на самом «флажке».
Если ЦИК обеспечивает проведение выборов, то задача института наблюдателей – повышение легитимности выборов: чем меньше нарушений при организации выборов будет выявлено наблюдателями, тем выше их легитимность. Поэтому, в случае если представители ЦИК будут еще и наблюдателями, это будет явный конфликт интересов: очевидно, Центризбирком заинтересован в отсутствии таких нарушений или минимальном их количестве.