Как дела с упомянутым Пушкиным окном?
27 мая Санкт-Петербург празднует свой День рождения. В 2024 году ему исполнился 321 год.
Директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников – о смыслах Петербурга и его исторической миссии.
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
Когда мы говорим об исторической миссии Санкт-Петербурга, то чаще всего апеллируем к этим пушкинским строчкам.
Интересно, насколько их смысл изменился к нашим дням. На дворе XXI век, и мир вокруг нас явно изменился. Как дела с упомянутым окном, оно заколочено, или всё ещё открыто, или превращено в крепостную амбразуру?
Давайте разберёмся.
Заметим, что в изначальном тексте первое предложение явно диссонирует с последующими идеями.
Город — это военный лагерь, форпост, направленный против бывшего европейского гегемона Швеции, владевшей Балтийским морем? Или это открытый портал России в большой мир, где всех встречают пирами?
Этот дуализм остаётся и сегодня.
Петербург — центр крупнейшей логистической системы. Здесь порты на Балтике и головной узел коридора «Север-Юг», существующий и будущие аэродромы, железнодорожный и автомагистральный узлы. Связь здесь не столько с Европой, но и выход в Атлантический океан, где дальше Латинская Америка и Западная Африка. А также выход в Персидский залив, где друзья-арабы, а дальше Индийский океан, Восточная Африка, Индия, Индокитай, а ещё Индонезия и КНР. Мир стал глобальным, и открытое когда-то окно теперь смотрит за океаны. Так что, да, флаги ждём и пировать с ними будем!
Петербург — это центр возрождаемого Ленинградского военного округа, готовый дать отпор агрессивным планам блока НАТО, куда вступила Швеция, которой мы продолжаем грозить. Петербург — центр научной мысли, где сосредоточены НИИ, работающие в рамках гособоронзаказа, где идёт производство техники и оборудования, где готовятся кадры и развиваются компетенции.
Но и первое, и второе раскрываются ещё в целом ряде функций.
Петербург как дипломатическая столица. Действительно, много международных форумов с участием первых лиц проводится именно здесь. Дипломатия важна и для дружественных мероприятий, и для общения с противниками, так что это логичное продолжение первых двух стратегий.
Культурная столица — и здесь продолжение предыдущих тем. Ведь современная культура — не только традиционное взаимное духовное обогащение. Сегодня это элемент мягкой силы — то есть продолжение активной внешней политики в отношении противника. То есть когда операции проводятся не подводными лодками, дронами и танками, а творческими исполнителями.
Ещё интересный аспект — юридическая столица. Именно в Петербурге располагается Конституционный суд. И вот уже недавно избранная председателем Верховного суда России Ирина Подносова в одном из первых выступлений подтвердила желание перевести этот федеральный орган на берега Невы. Интересно вспомнить, что при судебной реформе Петра I функции Верховного суда получили Сенат и Юстиц-коллегия, располагавшиеся тогда именно в Петербурге. Так что это функция города как раз времён «прорубания окна». Да, сегодня речь идёт, прежде всего, о юриспруденции внутри страны. Но нормы правового регулирования важны и для внешних контактов. И снова: как при заключении дружественных договоров, так и при утверждении соглашений о разделении зон влияния и взаимном контроле с потенциальным противником.
В итоге все исторические функции Петербурга сохраняются, хотя и трансформируются, актуализируясь в соответствие с вызовами нового мира.
В нём мы и будем жить, продолжая читать Пушкина!
Ранее опубликовано на: https://vecherka-spb.ru/2024/05/27/dmitrii-solonnikov-kak-dela-s-upomyanutim-oknom