Миграционная политика: поиск правильных решений
Президент Центра ПРИСП, ответственный секретарь Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Точенов – о прошедшем заседании «Обеспечение прав граждан при реализации миграционной политики».
4 июня в Совете при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека прошло специальное заседание «Обеспечение прав граждан при реализации миграционной политики». В заседании участвовали не только члены Совета, но и чиновники федеральных и региональных ведомств, занимающихся вопросами реализации миграционной политики. Совет тоже, достаточно плотно, занимается этой темой и на прошедшем заседании, помимо выступления председателя Совета Валерия Фадеева, были представлены позиции рабочих органов Совета, прорабатывающих эти направления.
С сообщениями от Совета на заседании выступили: руководитель постоянной комиссии «По гражданскому участию в развитии правоохранительной системы» Кирилл Кабанов, руководитель временной рабочей группы по вопросам образования Екатерина Сморода, руководитель временной рабочей группы «Здравоохранение и народосбережение» Ольга Демичева, которые рассказали об имеющихся проблемах и предлагаемых решениях по направлениям работы возглавляемых ими комиссий и рабочих групп.
Выступивших представителей органов власти перечислять не буду, это более десятка человек, представляющих разные ведомства и уровни власти. Разговор состоялся очень интересный, а главное, продуктивный, направленный на поиск правильных решений. Президентский Совет продолжит совместную работу с органами власти и институтами гражданского общества по поиску решений и профилактике проблем, возникающих в сфере миграционной политики.
Я не выступал на заседании по этим темам, но высказывался по ним ранее. Немного напомню свою позицию.
О необходимости системного и комплексного подхода в миграционной сфере писал в 2023 году.
В мае: «Проблема с миграцией есть, и проблема весьма серьезная, причем, все более и более разрастающаяся и усугубляющаяся. Решение этой проблемы требует системного ответа и комплексного решения, а не разовых реакций на происходящие то тут, то там негативные проявления результатов нашей миграционной политики. Для начала необходимо понять, зачем и для чего мы это делаем (цели и задачи). Чего хотим достичь этими действиями, кто, зачем и в каком количестве нам нужен. Затем определить пути и порядок решения задач и достижения целей (в том числе: ответственные, ресурсы, алгоритмы, контрольные сроки). Далее идет процесс реализации, контроль и проверка исполнения. Вроде все понятно и просто, но в реальности происходит как-то не так».
В сентябре: «Повторюсь, необходим комплексный и системный подход к решению этих задач, с анализом всех возможных плюсов и минусов и с учётом идущей большой гибридной войны, непрямые формы ведения которой применяются противником на всей территории страны».
В декабре: «На мой взгляд комплексный подход заключается не только в ходе решения задач внутри миграционной политики, но и шире, в том числе в связке с государственной национальной политикой. Документов, определяющих и регламентирующих национальную и миграционную политику у нас хватает, да и структур, занимающихся этими направлениями, тоже. Но ведь и серьёзные проблемы есть, значит, что-то (или кто-то) не так работает».
В приведенных материалах представлены некоторые мои попытки анализа ситуации и предложения по изменению подходов в миграционной политике. Есть там и предложения по привлечению трудовых мигрантов по работе вахтовым методом, есть там и предложения по работе с детьми-инофонами, есть там и предложения/размышления по разделению этой массы проблем на две части. Первое. Что делать с теми, кто уже приехал и, тем более, получил российское гражданство (законно и незаконно – нужны разные подходы). Второе. Что делать с будущими потоками трудовых мигрантов.
В заключение приведу слова Президента Владимира Путина из выступления на расширенном заседании коллегии МВД: «Нам нужно глубоко, кардинально обновить подходы к миграционной политике. Прошу Министерство внутренних дел, другие наши правоохранительные органы и специальные службы совместно с Правительством и Администрацией Президента все эти вопросы комплексно и детально проработать.
Прежде всего, нужно обеспечить интересы и безопасность государства и общества, сберечь, сохранить межэтническое и межрелигиозное согласие, нашу культурную, языковую самобытность, всё то, что является силой России. Принцип, что приехать жить и трудиться в Россию могут только те, кто уважает наши традиции, язык, культуру, историю, – этот принцип должен быть решающим».
Вместе победим!
Ранее на эту тему:
«Мигранты, права человека и суверенитет»
«Российская нация и новые сограждане»
«Мигранты и миграционная политика, куда идём»
«Русский мир: баланс интересов общества и государства»