«Бизнес завозит мигрантов», или Щедрин в XXI веке
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – об обвинениях в «завозе мигрантов» в адрес бизнеса.
«Только и взмолился однажды богу этот помещик:
– Господи! всем я от тебя доволен, всем награжден!
Одно только сердцу моему непереносно:
очень уж много развелось в нашем царстве мужика!
Но бог знал, что помещик тот глупый,
и прошению его не внял.
Видит помещик, что мужика с каждым днем не убывает,
а все прибывает, — видит и опасается:
«А ну, как он у меня все добро приест?»
«Дикий помещик», М.Е. Салтыков-Щедрин
В последние месяцы в СМИ все чаще можно встретить утверждения о том, что именно бизнес виновен в нынешнем миграционном кризисе. Коварные коммерсанты, по мнению многих экспертов, бригадами и дивизиями завозят в Россию «гастарбайтеров». И потому на бизнесменов нужно возложить ответственность за поведение нанятых ими «инородцев», заставить мигрантов жить и работать на закрытой территории, лишить их возможности привозить в Россию жен и детей и провести кампанию по зачистке «резиновых квартир».
Все это вызывает большие вопросы.
Во-первых, само утверждение о том, что «бизнес завозит мигрантов», абсурдно. Сторонники этой точки зрения представляют себе найм иностранных рабочих весьма специфически. По их мнению, вероятно, ситуация обстоит следующим образом. Гендиректор ООО «Рога и копыта лимитед» звонит уважаемому Самому Главному Министру Таджикистана (да продлит Аллах его дни) и говорит: «Алло, брат, салам алейкум. У меня закончились Равшаны и Джумшуты, нужна новая партия, всего сто тысяч миллионов на этот раз. Чтоб молодые, крепкие, непьющие. Подсобишь?». А тот ему отвечает: «Алейкум салам. Не смогу, дорогой, я всех своих запрещенным в России талибам в аренду сдал. Но могу позвонить своему брату из «Чингисхан энд санс», он может кыргызов подогнать».
Никто из российских бизнесменов не вывозит жителей Средней Азии эшелонами на российские стройки по заранее намеченному плану с четким соблюдением графика. Мигранты сами едут в РФ и трудоустраиваются по принципу «кто как может». И их взаимодействие с бизнесом в большинстве случаев соответствует букве закона. Который был разработан в стенах Госдумы, одобрен ее депутатами, согласован в Совете Федерации и подписан президентом. На фоне чего попытка возложить ответственность за миграционный кризис на предпринимателей вызывает определенные вопросы. Власть вправе требовать от бизнесменов соблюдать свои предписания в отношении взаимодействия с гастарбайтерами. Но не более того. Потому что сам факт массового появления выходцев из Средней Азии на рынке труда – это результат реализации государственной политики.
К слову, СМИ пестрят сообщениями о том, что абсолютно русские этнически и культурно люди годами не могут получить гражданство РФ. В этом случае ответственность тоже нужно возлагать на бизнес?
Во-вторых, правовой принцип косвенной ответственности или ответственности одного физического лица за деяния другого человека вызывает слишком нехорошие ассоциации. В последний раз эту прогрессивную практику на российских просторах пытались внедрить подчиненные Адольфа Алоизовича Шикльгрубера (более известного под никнеймом Гитлер), и в том числе за эти художества в Нюрнберге был вздернут некто В. Кейтель.
Хотя у автора этих строк нет монополии на истину. В конце концов, в соответствии с нормами той же «Русской правды» хозяин отвечал за преступления своего закупа или холопа. Впрочем, тогда возникнет искушение перенять и иные традиции очень далеких предков. Например, если заемщик игнорирует требования банка погасить просроченную задолженность, то его можно продать в полные холопы. Или можно внести в УК РФ такую прогрессивную норму: «Если коллектор бьет заемщика за дело, то он не виновен». Лепота.
В-третьих, открою секрет Полишинеля, резиновые квартиры востребованы не только гастарбайтерами. В Москве, Петербурге и иных крупных городах трудится настоящая армия «белых гастеров». Люди с российскими паспортами и белыми лицами сплошным потоком едут в столицы из медленно умирающих райцентров и находящихся на последнем издыхании деревень. В особенности это актуально для ЦФО и иных регионов с «полумертвой промышленностью». Алатырь, Вичуга, Ковров, Ковылкино, Кинешма, Буй, Кадый – несть числа донорам рабочей силы для московских строек, складов и торговых центров. Большинство внутренних мигрантов зарабатывают невеликие деньги, и потому либо живут на объектах, либо снимают жилье вскладчину или останавливаются в хостелах. И потому любые системные меры в отношении резиновых квартир ударят не только по выходцам из Средней Азии, но и по жителям Поволжья, Брянщины, Калмыкии и далее по списку. Вероятнее всего, «просядут» и доходы арендодателей: цены на съем жилья в той же Москве и Подмосковье стремятся в направлении «плюс бесконечности», а платежеспособность большинства наших сограждан вот-вот «помножит на ноль» инфляция на основные товары повседневного потребления.
В-четвертых, возможно, кто-то и не заметил, но у нас уже второй год идет спецоперация. Сотни тысяч мужчин изъяты из экономики в рамках мобилизации и набора контрактников. Одновременно происходит переток сотрудников из гражданских отраслей в оборонную промышленность. Что закономерно порождает дефицит кадров. Президент еще в феврале этого года отметил, что российскому рынку труда не хватает порядка 2,5 миллиона человек. В этих условиях нам предлагается максимально сократить привлечение внешней рабочей силы. Вероятно, авторы этих инициатив намерены сами занять места мигрантов за станком или прилавком, поражая экспертов стахановскими темпами работы. Иначе объяснить это противоречия невозможно.
Наконец, идеи об «изгнании гастарбайтеров» или формирования для них некоего аналога трудовых лагерей в принципе создают серьезную угрозу для национальной безопасности России. Хотя бы потому, что они основываются на тотальной стигматизации мигрантов и разжигании самой лютой межнациональной розни. Представим себе, что наши дорогие…консерваторы действительно вывезли из России почти всех гастарбайтеров и членов их семей, а оставшимся выдали серые штаны, повесили цак в нос и загнали в трудовые лагеря. Попутно объяснив, с чем связана такая несправедливость. Вы, мол, все потенциальные воры, насильники, убийцы, полуграмотные дикари, неспособные адаптироваться к российскому обществу и несущие для него угрозу. Не знаю, как Вы, дорогой читатель, а я бы на месте этих условных гастарбайтеров крепко обиделся бы на Россию и русских. Признал, что они – враги. И поддержал бы любую силу, которая обозначила РФ в качестве своего врага. Чем бы это обернулось как для России, так и для русских, оставшихся в Средней Азии, к слову, нетрудно догадаться.
И самое печальное в нынешней антимигрантской истерии то, что многие ее участники наверняка читали «Дикого помещика» Щедрина.