Есть ли "вежливые люди" в Венесуэле
Агентств Reuters сообщило, что в Венесуэлу прилетели российские военные-наемники, их задача — обеспечить безопасность президента Николаса Мадуро. О каком числе военных идет речь, точно не известно.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о том, какая задача у тех, кто прибыл в Венесуэлу.
Агентство Reuters, ссылаясь на анонимные источники, сообщило о том, что в Венесуэлу якобы прибыла группа сотрудников частной военной компании. Эта новость была достаточно быстро растиражирована СМИ и обросла множеством подробностей. Численность сотрудников ЧВК оценивается разными источниками в пределах от 400 до 600 человек. Цели российских "псов войны" позиционируются двояко. В одних источниках указывается лишь обеспечение безопасности президента Мадуро. В других в качестве факультативной цели обозначена охрана объектов "Роснефти". Нет четкой информации о том, какое именно ЧВК может быть задействовано в операции.
Однако чаще всего упоминается привычная для СМИ компания "Вагнер", которую журналисты традиционно ассоциируют с именем бизнесмена Евгения Пригожина. Последний, во многом стараниями масс медиа, известен также как "повар Путина", "хозяин фабрики троллей" и т.д. Именно Пригожину пресса приписывает роль человека, выполняющего "деликатные поручения" Кремля во всех уголках земного шара.
Появление этих слухов ставит перед экспертным сообществом ряд вопросов: есть ли реальная необходимость в присутствии вооруженных россиян в Венесуэле? И если да, то в каком качестве?
Вполне очевидно, что прямое участие в вооруженных столкновениях между местными вооруженными формированиями (или с силами потенциальных интервентов) не имеет смысла. В Венесуэле и соседней Колумбии более чем хватает людей, умеющих обращаться с оружием. 400 - 600 опытных бойцов не сыграют решающую роль в ходе прямых боестолкновений. При этом у потенциальных оппонентов, включая военных из США, Колумбии, Бразилии, Перу, Панамы, будет очевидное преимущество с точки зрения ресурсной базы и логистики. Кроме того, появление пленных из числа бойцов ЧВК чревато для России серьезным ухудшением международного положения.
Охрана объектов "Роснефти" представляется и логически обоснованной, и принципиально возможной (с точки зрения задействованных сил), и, что самое главное, необходимой. В условиях воцарившегося в стране хаоса оставить их без соответствующей защиты было бы по меньшей мере странно.
Наконец, возможен вариант использования бойцов ЧВК как "спасательной команды" для эвакуации Мадуро (в случае необходимости). Акция такого рода могла бы укрепить репутацию России как государства, готового обеспечить персональную безопасность своих партнеров в любых ситуациях. В то же время это могло бы ухудшить отношения Москвы с новыми властями Венесуэлы, которые а) - и без того будут настроены не лучшим образом по отношению к России; б) - должны будут решить вопрос об удовлетворении претензий внешних кредиторов. Иными словами, решительная поддержка Мадуро в случае победы оппозиции легко может привести к переходу венесуэльского долга в категорию невозвратного (именно для России).