Оценки и комментарии
Политтехнолог, ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций, эксперт Центра ПРИСП Алексей Громский – об эффективности импортозамещения в России.
Журналисты газеты «Коммерсантъ», комментируя свежее исследование консалтинговой компании «Б1», похоже, решили обвинить бывшую дочернюю структуру «Эрнст и Янг» в запуске информационно-психологической операции. В заголовок статьи о состоянии потребительского рынка вынесены тезисы: «Потребители заметили замещение» и «Число недовольных товарами новых брендов выросло». Где-то мы уже слышали о нехватке в России качественных унитазов и велосипедов...
Хорошо, что бывшие англосаксы, а ныне лидеры российского рынка консалтинга, опубликовали материалы исследования на своей официальной странице.
И в оригинальном материале российские потребители вовсе не «загибаются» без качественной иностранщины. Напротив, по данным «Б1», более половины опрошенных россиян (55%) предпочитают покупать российские потребительские товары и ожидают увеличения их ассортимента. А снижение качества товаров российских марок, по поводу которого «бьет тревогу Коммерсант» относится к так называемым «маркам сетей», то есть небрендовым товарам, изначально задуманным, чтобы привлечь потребителя низкой ценой, а не качеством. Весьма ограниченная товарная группа по сравнению со всем рынком. Производство их с импортозамещением не связано примерно никак.
Понятно, что вывод «российские потребители по-прежнему выбирают товары рационально, ориентируясь на сочетание наилучшего качества с наилучшей ценой», который делают авторы исследования, не столь сенсационен, как заголовок свежего номера «Коммерсантъ», зато имеет больше отношения к правде. И, разумеется, осуществление процесса замещения иностранных потребительских товаров отечественными аналогами на полках российских магазинов не стопроцентное (и не должен быть таковым). Но и «рисовать» на его месте провал тоже не стоит.