«Деревенский» бизнес: в фокусе внимания главы Вологодчины
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – об инициативе по предоставлению единовременной помощи начинающим предпринимателям в Вологодской области.
Инициативу вологодских властей о предоставлении единовременной помощи «начинающим безработным», решившим заняться малым бизнесом, сложно назвать иначе как очень своевременной и крайне полезной. Фактически власти Вологодской области реализуют почти идеальную схему. Образно выражаясь, врио Филимонов ведет себя как прозорливый староста деревни: при первых признаках возможного неурожая он выдает людям удочки и лукошки, чтобы те могли загодя обеспечить себя запасом рыбы, ягод и грибов.
Открою секрет Полишинеля: ситуацию в экономике для «среднестатистического россиянина» сложно назвать благополучной. Средняя зарплата в стране, если верить Росстату, составляет 73 тыс. рублей. Но только тоже ведомство докладывает, что медианная зарплата равна всего 52 тыс. Поясним для непосвященных: по вполне официальным данным, половина наших работающих сограждан получают в месяц 52 тыс. либо меньшую сумму. Покупательная способность рубля также не радует. Инфляция за последнее десятилетие в принципе была достаточно высокой: нынешние 100 тыс. – это приблизительно 60 тыс. в 2014 г. А в прошлом году цены на многие продукты повседневного спроса (яйца, рыбу, помидоры, бананы, апельсины и далее по списку) и вовсе росли по принципу «педаль в пол».
В этих условиях существенно изменилась мотивация людей, решивших заняться бизнесом. Раньше «протопредприниматели» стремились повысить качество жизни. Теперь люди идут «на вольные хлеба» скорее для того, чтобы сохранить возможность вести приемлемый образ. Когда подработки по типу «тортики на Авито» или «ноготочки на дому» уже не спасают, а размер сверхурочных на основной работе превышает пределы физической выносливости, человек решает «катапультироваться в бизнес». И отнюдь не «с дуру»: в большинстве случаев он просто хорошо осознает, что при сохранении текущей динамики цен и зарплат ему и его семье грозят билеты на поезд по направлению «Вон из среднего класса».
Однако начать свой бизнес крайне сложно. В идеальной вселенной условная «женщина за 40» может начать свой бизнес, просто продавая вязаные носки через маркетплейсы. Однако на практике все гораздо сложнее. Во-первых, наша предприимчивая женщина бальзаковского возраста обязана заплатить за регистрацию на каждом маркетплейсе. Во-вторых, она должна приготовиться оплатить расходы на доставку товара до склада, хранение, доставку до покупателя (и не забываем про комиссию маркетплейсу за обработку заказа). В итоге продав пару носков за 60 рублей, новоиспеченная бизнесвумен отдаст маркетплейсу 20 из них. В-третьих, нужно подготовить карточки товара (фото, видео-, инфографика и описание). В-четвертых, потребуется вложиться в продвижение носков. А теперь представим, что при нанесении на носки ярлыков штрих-коды плохо пропечатались. Поздравляю, вам полагается штраф со стороны маркетплейса.
И да – предпринимательнице придется еще и платить налоги. Представим себе, что у нее выбран режим налогообложения «УСН 6% с дохода». Который предполагает наличие фиксированного социального взноса. Есть ли у тебя заработок в этом квартале или нет, но ты должна заплатить государству 12 тыс. с лишним.
Вполне очевидно, что с небольшими оборотами бизнес на маркетплейсе очень быстро превратиться для нашей героини не в источник дохода, а источник ночных кошмаров.
Повторюсь: без посторонней помощи начать бизнес очень сложно. И в большинстве случаев развитие новых технологий никак не облегчит этот процесс. Начинающему предпринимателю нужно, что бы кто-то подставил ему свое плечо. И государство в лице вологодского врио Филимонова берет на себя эту функцию. 200 тыс. – это вполне солидная сумма в случае запуска микропредприятия, в особенности – на фоне того, что ставки по кредитам в последний год стремятся к «плюс бесконечности».