Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП
27.06.2024

Степная демократия на распутье

 

Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов – о парламентских выборах в Монголии.

На другом конце света, вдали от пристального внимания западных аналитиков (ну, почти) и отечественных политологов (а зря!), в Монголии, давно окрещенной западной же Академией «уникальным примером демократии, запертой между двумя консолидированными автократиями» (читай, между Россией и Китаем), 28 июня пройдут парламентские выборы (в тот же день, что и 1-й тур досрочных выборов Президента Ирана).

Всеобщий избирательной комитет Монголии зарегистрировал для участия в выборах 23 политические партии и 2 партийные коалиции, которые суммарно выставили 1 336 кандидатов. Из них ключевыми являются 2 старые партии – правящая Монгольская народная партия (МНП) и оппозиционная Демократическая партия (ДП).

Важно, что контекст выборов X состава Великого государственного хурала – однопалатного парламента Монголии – формируют два ключевых события: серия массовых протестов 2021-2023 годов и конституционная реформа июня 2023 года, существенно изменившей избирательную систему страны.

Протесты

Протесты не редкость в Монголии и зачастую действительно приводят к политическим переменам (чаще всего заканчиваются внесением изменений в Конституцию, с 2020 года было принято уже 3 пакета поправок).

В случае протестов 20-22 января 2021 года, вызванных неэффективной (по мнению протестующих) политикой властей по борьбе с пандемией COVID-19, все закончилось отставкой правительства МНП и Премьер-министра Ухнаагийна Хурэлсуха. Впрочем, тогда МНП осталась у власти и просто назначила новый Кабинет министров.

Сам господин Хурэлсух, уйдя в отставку, вернулся заседать в Хурале, а уже 2 мая (менее чем через полгода) выдвинулся кандидатом на президентских выборах. Несмотря на народное недовольство зимой, 9 июня Ухнаагийн Хурэлсух оказался самым популярным политиком страны и победил в первом туре, набрав рекордные для страны 72,02% голосов. Примечательно, что это первый с 2009 года случай, когда кандидат МНП стал Президентом Монголии – до этого 3 раза подряд побеждали кандидаты ДП.

Протесты декабря 2022 – января 2023 были вызваны “угольным скандалом”: на фоне усугубившихся экономических сложностей местные СМИ опубликовали расследование, согласно которому 6,5 млн тонн угля стоимостью около $12,9 млрд были украдены и незаконно вывезены в Китай. Протест был разогнан силой, а виновные сотрудники государственной горнодобывающей компании “Эрдэнэс Тавантолгой” впоследствии были найдены и осуждены, тем не мнее у значительной части активного населения сформировалась четкая ассоциация между правительством и коррупцией.

Что не так далеко от истины. В марте 2024 года прокуратура Восточного округа Нью-Йорка объявила, что Сухбаатарын Батболд, бывший Премьер-министр от МНП (2009-2012), находится под американским следствием по делу о коррупции, растрате, отмывании денег и использовании незаконных средств для личных нужд на территории США: у монгольского политика обнаружились 2 квартиры в Нью-Йорке стоимостью $14 млн.

Реформа избирательной системы

В мае-июне 2023 года Хурал утвердил поправки в Конституцию Монголии, после чего изменения были внесены и в Закон о выборах. Целью избирательной реформы заявлялось “сделать систему народного представительства более пропорциональной”, на практике это вылилость в 3 ключевых нововведения:

— состав Хурала был увеличен на 50 человек – с 76 до 126 депутатов

— количество многомандатных округов сократилось в 2 раза – с 26 до 13 округов

— к многомандатным округам добавился общенациональный округ

Основные параметры новой избирательной системы

78 депутатов избираются в 13 многомандатных округах по системе множественного непередаваемого голоса – редкая в наших краях практика, согласно которой избиратель может проголосовать за количество кандидатов, равное количеству мандатов в округе (в том числе за кандидатов от разных партий), побеждают на выборах кандидаты, набравшие простое большинство голосов.

48 депутатов избираются в едином общенациональном округе по партийным спискам на пропорциональной основе.

Для многомандатных округов вводится минимальный порог явки – 50%, в противном случае в округе проводятся повторные выборы.

Для регистрации списка кандидатов в общенациональном округе партии необходимо выдвинуть кандидатов хотя бы в половине многомандатных округов (т.е. не менее 7 округов).

Партийные списки должны формироваться по принципу зебры (чередование кандидатов-мужчин и кандидатов-женщин), а общая доля кандидатов-женщин во всех округах не может быть ниже 30%.

В общенациональном округе вводится порог голосов для участия в распределении мандатов: 4% для партий, 5% для двухпартийных коалиций и 7% для коалиций из трех и более партий.

Электоральные прогнозы

1. За 9 созывов парламента МНП лишь трижды с 1990 года не смогла сформировать собственное правительство (1996, 2004, 2012), причем в 2004 году МНП формально одержала победу, но была вынуждена войти в коалицию с ДП, получившей всего на 2 места меньше. Более того, уже 2 электоральных цикла подряд (2016, 2020) МНП получает сверхбольшинство в парламенте.

2. Ранее ДП предпринимала попытку “перевернуть стол”: экс-Президент Халтмаагийн Баттулга от ДП (2017-2021) в апреле 2021 года попытался распустить МНП своим чрезвычайным указом, обвинив партию в “угрозе демократии и государственному суверенитету”, однако Государственный верховный суд отклонил решение (в действительности проблема была в том, что контролируемый МНП парламент быстро внес поправки в Конституцию, сократившие количество сроков на посту Президента с 1 до 2, лишив Баттулгу права переизбираться на новый срок).

3. В то же время сама ДП знаменита своими внутренними склоками и расколами (в том числе по вопросу утверждения кандидатов), что в конечном счете негативно влияет на способность партии эффективно конкурировать на выборах.

4. В новой электоральной схеме 7 округов являются преимущественно сельскими и 6 округов – преимущественно городскими, причем новая нарезка дает больший вес голосам в сельской местности (более 70% мандатов распределены за пределами Улан-Батора и прилегающей агломерации), где традиционно сильны позиции МНП.

5. Основные вопросы, волнующие избирателей:

— экономический рост и улучшение благосостояния населения страны,

— борьба с коррупцией (прежде всего в горнодобывающем секторе)

— повышение качества государственных услуг, особенно в сельских районах;

— охрана окружающей среды, включая поддержку кочевников-скотоводов и повышение качества воздуха в столичном Улан-Баторе

6. Как МНП, так и ДП активно стараются привлечь на свою сторону молодежь, в том числе сотрудничая с молодежными организациями и включая в свои списки молодых выпускников ведущих западных университетов (Оксфорд, Гарвард, Токийский университет и т.д.).

7. Учитывая внедрение пропорционального элемента в избирательный процесс, можно предположить, что по результатам предстоящих выборов ДП и молодая партия ХУН могут несколько улучшить свои позиции и забрать у МНП сверхбольшинства в Хурале. Однако с большей долей вероятности МНП сохранит свое большинство и самостоятельно сформирует новое правительство Монголии.

8. Любое новое правительство Монголии продолжит свою линию сотрудничества с окружающими ее Россией и Китаем, но также будет стремиться и далее предельно аккуратно развивать связи с США и альянсом QUAD.

vybory golosovanie

 
Партнеры
politgen-min-6 Степная демократия на распутье
banner-cik-min Степная демократия на распутье
banner-rfsv-min Степная демократия на распутье
expert-min-2 Степная демократия на распутье
partners 6
eac_NW-min Степная демократия на распутье
insomar-min-3 Степная демократия на распутье
indexlc-logo-min Степная демократия на распутье
rapc-banner Степная демократия на распутье