Чек-лист кандидата
Первый зампредседателя комиссии по развитию информационного сообщества ОП РФ, сопредседатель Координационного совета при ОП РФ по интеграции новых субъектов РФ, эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич – о дискуссионных моментах в регулировании выдвижения и регистрации кандидатов на выборах.
Многие спрашивают, зачем я пошел на довыборы депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга по 18 округу. Затем, чтобы на себе проверить, насколько запутанное у нас избирательное законодательство, насколько оно адаптировано (спойлер - нет!) к текущим реалиям.
В 2021 г. было избрано не только Заксобрание Санкт-Петербурга, но и Государственная Дума – в первую очередь. И формировалась она в совершенно другой реальности. На место депутатов пришли хорошие люди, профессионалы в области экономики и юриспруденции. Депутаты мирного времени, так я их называю.
Но сейчас у нас без малого 2,5 года идет уже не просто СВО, а реально объявленная Западом война против нас. Нужно адаптировать законодательство исходя из новых реалий, а это не происходит.
Я часто шучу, что, если бы мне изначально предъявили чек-лист с перечнем всех тех документов, которые нужно представить кандидату, то я бы вообще не стал выдвигаться. Потому что сделано все, чтобы нормальный человек (к числу которых я себя отношу), живущий даже не полной, а переполненной жизнью, просто махнул бы на выдвижение и регистрацию рукой. У меня этими вопросами уже две недели занимаются юристы и финансист.
Человек на должность кандидата должен указать все свое имущество, причем на какую-то совершенно непонятную дату. Ну то есть у меня в жизни все уже поменялось, но законодателю жизненно важно в сентябре этого года рассказать (зачем-то) электорату, чем я жил в декабре прошлого.
И тщательно перечислить все счета, половина из которых «нулевые», но для выборов это почему-то крайне важно.
Для меня вообще стало загадкой то, почему при этом затрагивается и вопрос об имуществе родственников. Что изменится от того, знает ли избиратель, что у кандидата одна или две квартиры, гараж или моторная лодка? Какое это отношение имеет к выборам?
И законодатели совершенно не хотят замечать, что действующие нормы ставят под угрозу безопасность многих кандидатов. На всех углах у нас кричат о том, что участники СВО должны идти во власть.
Но мы знаем, что ряд участников СВО по соображениям безопасности не показывают своих лиц даже во время награждения орденами и медалями. А в случае выдвижения в качестве кандидата они должны не просто публично разоблачиться и указать данные родных, но и буквально сдать в комиссию все «адреса, пароли и явки». При том, что в комиссии могут быть разные люди, и в том числе и просто не симпатизирующие СВО. Членами избиркомов могут быть люди, работающие на СБУ, на Запад (не прямо, а опосредованно).
Вот, говорят: «Участник СВО, иди во власть». И при этом, понимая, что ты являешься мишенью, и, осознавая это, просят, чтобы ты тщательно все о себе рассказал. Это вот зачем? Для чего? Очевидно, что участники СВО, как минимум, должны быть избавлены от этого, либо их информация должна быть закрыта, но этого не происходит. Я этот вопрос пытался поднять в Общественной палате, но мне коллеги сказали: как же, закон для всех един.
По поводу сбора подписей для выдвижения через «Госуслуги» много говорилось раньше, были озвучены позиции РАСО и РАПК. Мы с Евгением Николаевичем Минченко сколько раз продвигали эту инициативу. В чем проблема реализовать ее? У нас голосование уже электронное, почему нельзя собирать подписи через «Госуслуги» на 100%, привлекая тем самым молодежь к участию в выборах?
Еще один момент – про акции. Мне уже юристы весь мозг выклевали: вы, мол, только проверьте, чтобы у вас не было на руках акций. У меня нет никаких секретов, у меня куплено акций на 50 тысяч рублей через банковское приложение. И что? Почему я их не могу иметь, если стану депутатом, совершенно непонятно. Но все твердят: особенно – ни в коем случае нельзя иметь иностранные финансовые инструменты. И все при этом понимают, что в феврале 2022 г. были введены санкции против нас, против бирж, на которых эти акции торгуется. Да, я понимаю, как это будет весело в моей избирательной кампании, когда скажут, что у борца с иноагентами Малькевича найдены иностранные акции. Я этого не скрываю.
Есть акции «Кока-колы» и еще пара каких-то структур, суммарной стоимостью, по-моему, на 100 долларов. И что? Я их не могу продать, все эти два с половиной года я их не могу продать, потому что эта опция отсутствует. Тогда что, получается, я – нарушитель? Давайте снимем меня с дистанции? Были какие-то разъяснения ЦИКа на этот счет. Но есть простой запрос: ребята-депутаты, вы соберитесь и скорректируйте законодательство. Проснитесь, извините за резкие слова!
И по поводу агитации. Я еще когда в 2018 г. ездил в Штаты наблюдать за выборами, рассказывал, что есть в их организации и разумные вещи. У американцев агитация идет до дня голосования включительно, есть просто ограничения по количеству метров у избирательного участка. В США ты идешь на избирательный участок и у тебя при подходе слева и справа могут стоять люди с плакатами, выдавать листовки. Что в этом такого? Мы же понимаем, что агитация по принципу «из уст в уста» все равно идет до последней минуты. Она также идет в Интернете. Зачем мы все это усложняем? Давайте разбираться с нелепыми ограничениями.
Сейчас уже многие люди являются активными пользователями Сети. Я столкнулся с тем, что после победы на праймериз на меня написали жалобу. Что стало поводом?
Во время предварительного голосования на своей странице в ВК я призывал людей подключаться, регистрироваться, голосовать на праймериз. Оказывается, это запрещено. Подождите, почему должно быть запрещено на собственной странице агитировать за самого себя, причем не нарушая основных норм избирательного права. Там не было, условно, никаких фотографий с детьми и в целом с другими людьми. Просто я выкладываю свои фотографии на странице и говорю: ребята, пожалуйста, подключитесь.
Это я просто назвал сходу те моменты, которые меня изумляют и неприятно поражают. И главное – нелепость и неуместность этих ограничений очевидна для всех. Господа депутаты, соберитесь и поменяйте законодательство, сделайте его не просто удобным, а адаптированным к реалиям сегодняшнего дня.
А то скоро вы не только коллег будете по объявлению набирать, но еще и доплачивать придется тем, кто согласится во всем этом участвовать.