Консультант по управлению, эксперт Центра ПРИСП
05.07.2024

Материальная сила идеи

 

Консультант по управлению, эксперт Центра ПРИСП Сергей Гречишников – об итогах стратегических сессий в Мурманской области.

То, что ты не хочешь иметь завтра,

отбрось сегодня,

а то, что хочешь иметь завтра,

— приобретай сегодня.

Фома Аквинский

Текущая неделя была отведена под отраслевые стратегические сессии. Безусловно, у нас есть повод для обобщений.

Начнём с философии. Миром правит тот, кто распределяет жизненного важные блага. К этим благам относятся полезные ископаемые, плодородные земли, лес, питьевая вода и прочее. Россия, обладающая несметными ресурсами, сегодня свои блага распределяет сама (спасибо санкциям). Газ мы продаем уже на уровне 2021 года, а без мурманских удобрений в доброй половине стран земного шара начнется голод. Кстати, торговать удобрениями стало выгоднее, чем газом.

Поэтому в аудитории доминировала вполне позитивная атмосфера. Люди увидели, что начатые при губернаторе Чибисе преобразования приняли необратимый характер. Теперь нужно развивать успех.

Мы же говорим о стратегии развития. А развитие есть направленные, качественные необратимые изменения системы. Для нас система – весь Мурманский регион, взятый со всей совокупностью общественных отношений.

Аудитория оказалась настолько продвинутой, что никому в голову не приходила мысль озвучить тезис: «Дайте денег, мы всё решим». Ибо, в чем сила, брат? Наша сила в правде, а правда – в наших идеях. Если же идея овладевает массами, как сказал классик, она становится материальной силой.

Бывает крайне неловко, когда в некоторых регионах не могут освоить все деньги, отпущенные на актуальные нужды. А почему не освоили? Потому что, в частности, не было должного качества идей.

Туризм, кадровая политика, образование, семья. Участники были разбиты на шесть групп. Темы сессий были выбраны неслучайно. Это всё ключевые направления, за каждым их которых стоит главная стратегическая цель – повышение доходов граждан и областного бюджета, а также создание привлекательных для жизни на Севере условий.

В советское время в Госплане свято выполнялся принцип выравнивания производительных сил по территории страны. На Север ехали за деньгами и романтикой. Да-да, для большинства граждан это шло в одном флаконе.

Наконец-то и нам сейчас стало понятно, что рынок сам ничего не выровняет. Поэтому большинство предложений, выработанных на сессиях, носили не сугубо маркетинговый характер, а, так сказать, общегуманитарный.

При нехватке трудовых ресурсов регионы конкурируют за людей. Но поскольку стратегия есть выбор главного в ущерб второстепенному, участникам приходилось решать непростые вопросы, связанные с нелегким выбором. Например, что выгоднее – привезти в регион десять молодых специалистов или переманить пять профессоров?

В теме «Туризм» участники отталкивались от простой и понятной схемы задачи отрасли –привлечь туриста, обслужить туриста, воспитать туриста.

В теме «Кадры» базовым стал следующий принцип. Сегодня мы приглашаем не просто квалифицированного сотрудника на работу. Мы приглашаем человека. Корпоративная лояльность становится стратегической составляющей в кадровой политике. От корпоративной лояльности мы восходим к региональной самоидентификации и местному патриотизму.

В теме «Образование и наука» весьма любопытным оказался SWOT-анализ. Вот по одному примеру на каждый из четырех вопросов этой знаменитой матрицы.

Благоприятные условия – общий тренд на усиление роли науки в мире.

Опасности – конкуренция за ученых.

Слабые стороны – психоэмоциональное выгорание педагогов из-за перегрузки в силу отчетности

Сильная сторона – патриотические убеждения педагогов. И изначально хорошее базовое образование педагогов.

Соответственно, и стратегические идеи отличались новизной. А именно:

- бюджетные места в аспирантуре,

- пенсию педагогов приравнять к пенсии военных,

- отказ от подушевого финансирования в малых населенных пунктах. Нет монетизации в образовании.

Развитие образовательного туризма. Это когда студенты-практиканты свою производственную практику сочетают с посещением достопримечательностей Мурманской области.

- Строительство «Арктикуса» - инновационного центра молодых ученых. Это, несомненно, дерзкая идея, но … почему нет?

- Отказаться от подготовки невостребованных кадров. Это та самая «черная дыра», которую нужно немедленно ликвидировать.

По теме «Северяне – главное богатство Арктики» (Семья) развернулась жаркая дискуссия. Но все участники были согласны с тем, что счастье – в семье.

У Мурманской области есть хороший задел в плане поддержки семьи, в том числе и семей участников СВО. Работают проекты и в молодежной политике, и в сфере заботы о старшем поколении.

В реконструкции текущей ситуации участники были беспристрастны. Вот пара примеров. Молодёжь фертильного возраста зачастую не понимает подлинной ценности семьи. Как образно высказались в одной из групп: «Интернет – наше все. О, май чат!»

И про участников СВО. В качестве угрозы было названо то, что у вернувшихся с фронта солдат, которые будут недовольных отношением к ним, появится потребность в сплочении на негативе.

Что предложили на сессии?

- Знак «Одобрено родителями» на учреждениях.

- Повышение пенсии для тех, у кого более трех детей.

- Зарплата бабушке.

- Проект «Сопки. Знакомства». И продвижение турпоходов для жизни молодежи в палатках в целях повышения рождаемости.

- Запрет абортов.

- «Елка желаний» для пенсионеров.

На сегодняшний день через сессии и портал «Наш Север» в группу стратегического планирования пришло более 50 000 предложений. По сути, каждый десятый взрослый житель региона стал участником процесса обновления стратегии «На Севере – жить!».

murmansk1

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Материальная сила идеи
banner-cik-min Материальная сила идеи
banner-rfsv-min Материальная сила идеи
expert-min-2 Материальная сила идеи
partners 6
eac_NW-min Материальная сила идеи
insomar-min-3 Материальная сила идеи
indexlc-logo-min Материальная сила идеи
rapc-banner Материальная сила идеи