«Молодежка» по-вологодски
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Артём Филиппов – о специфике молодежной политики Георгия Филимонова.
К великому сожалению, чаще всего молодежная политика в регионах проводится в одном из двух форматов. С одной стороны, чиновники проводят разнообразные массовые мероприятия «для галочки» и взаимодействуют с «молодыми лидерами» (чей реальный авторитет среди сверстников, как минимум, может служить предметом для дискуссий). С другой стороны, губернаторы добросовестно разрабатывают и реализуют программы поддержки молодых семей и иные инициативы, ориентированные на поддержку еще не побитых жизнью поколений. Но делается это в отсутствии взаимосвязи между разными программами. Эта бессистемность связана с тем, что «молодежку» рассматривают лишь как придаток к разным направлениям социально-экономической политики, «размазывая» соответствующий функционал по зонам ответственности множества ведомств. Ситуацию усугубляет то, что борьба за умы и сердца молодежи (если она вообще ведется) чаще всего укладывается в парадигму «что такое хорошо и что такое плохо». Подрастающему поколению пытаются передать некие смыслы и ценности, но, в лучшем случае, в рамках конструирования образа «сакрального прошлого». Лишь единицы управленцев пытаются создать для молодежи образ будущего, увязав его со своей стратегией развития региона (случаи, когда эта стратегия сводится к сакраментальному «мы станем лучше одеваться и сеять больше овощей и ржи» – не в счет).
Приятным исключением в этом случае является Вологодская область. Ее власти провели за последние 8 месяцев комплексную перезагрузку молодежной политики. При этом врио губернатора лично погружен в соответствующую повестку и демонстрирует готовность говорить с подрастающим поколением на понятном ему языке и без менторских интонаций (на что большинство глав регионов, признаем честно, не способны в принципе, что и объясняет сближение их образов в глазах молодежи со стереотипным образом «скуфа»).
И результаты последних социологических замеров АМСИ подтверждают эффективность подхода к выстраиванию «молодежки», используемого командой Филимонова. Большинство молодых (81%) в целом удовлетворены местом своего проживания (+10% к уровню показателя за 2022 г.), не удовлетворены – лишь 13% (-7% к 2022 г.). Важным позитивным сигналом является и рост уверенности в лучшем будущем среди молодежи на 8% (текущее значение показателя – 72%).
Однако вполне очевидно, что этот опыт необходимо тиражировать и в других регионах, популяризирую и рутинизируя связанные с ним практики.