В объятиях союзника США
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о скрытых рисках развития взаимоотношений с Индией.
Многие эксперты оценили визит премьер-министра Индии Нарендры Моди в Россию в сугубо позитивном ключе. И их позицию можно понять: налаживание контактов с Нью-Дели так или иначе дает Москве определенную свободу маневра во взаимоотношениях с Пекином, который с цинизмом прожженного прагматика использует в своих интересах проблемы, возникшие у России в результате санкций.
Однако обстоятельства указывают на то, что на время дружеского ужина с руководством Индии российским лидерам все же не помешало бы запастись длинной ложкой. Нельзя забывать о том, какую роль сейчас играет Индия в действующей модели международных отношений.
Родина буддизма и шахмат сейчас все более активно интегрируется в запущенный Вашингтоном проект по созданию экономического коридора «Индия — Ближний Восток — Европа». Который, как планируется, должен стать основной альтернативой китайской инициативе «Пояса и пути», проектом-ограничителем, препятствующим попыткам Поднебесной расширить свой макроэкономический регион.
И Индия не только один из ключевых участников проекта по созданию экономического коридора, она также является членом созданного по инициативе Соединенных Штатов военно-политического альянса QUAD или Четырехсторонний диалог по безопасности (в него также входят Япония и Австралия). Направлен этот альянс, как нетрудно догадаться, против Китая.
Тесное партнерство Индии и США подкрепляется значимыми преференциями со стороны Вашингтона. Так, еще в 2018 г. Индия была включена в приоритетную группу стран-партнеров Соединенных Штатов по торговле стратегическими товарами, обладающих статусом STA-1 (Strategic Trade Authorization-1). Последний, помимо прочего, позволяет Нью Дели возможность приобретать у США в упрощенном порядке передовые технологии и основанную на их применении продукцию.
Безусловно, следует помнить о том, что Индия является партнером Китая и России по БРИКС. Но также нельзя забывать, что именно Нью-Дели проводит наиболее проамериканскую политику внутри организации. Достаточно вспомнить хотя бы о том, что накануне саммита в июне 2022 г. Нарендра Моди заявил, что будет препятствовать любым возможным попыткам России и Китая придать и саммиту, и самой организации БРИКС антиамериканский характер.
Таким образом, расширяя контакты с Индией, мы поневоле усиливаем одного из стратегических союзников Соединенных Штатов. И именно поэтому взаимодействие Москвы с Нью-Дели нельзя рассматривать в рамках треугольника «Россия - Китай - Индия». Используя эту модель, мы заведомо упрощаем ситуацию. Что неизбежно ведет к ошибкам и просчетам.
Следует помнить о том, что большинство союзов между великими державами, как правило, ситуативны. Наши партнеры всегда будет следовать в первую очередь своим интересам. И, что особенно важно, любые решения в сфере международных отношений необходимо принимать с учетом долгосрочной и глобальной перспективы.
В конце XIX в. Россия с достойным лучшего упорством начала участвовать в попытках коалиций европейских монархов уничтожить сначала Французскую республику, а затем и империю Наполеона. Что привело не только к чудовищным потерям на поле боя, но и росту государственного долга и разорению десятков губерний. «Крестовый поход» на Париж также обернулся резким усилением Великобритании и Австрии – двух держав, который станут одними из ключевых противников России в XIX в. Поэтому, оценивая перспективы партнерства с Индией, нужно задуматься и о том, как предотвратить использование наших ресурсов в инвестиции для экономических и политических проектов США.