Вэнс-миротворец: первое издание
Заместитель директора Центра ПРИСП, член РАПК, автор канала «Телеграбля» Валерий Прохоров – о кандидате на пост вице-президента, представленном Трампом и его знаменитом однофамильце.
Джеймс Дэвид Вэнс, представленный Дональдом Трампом в качестве кандидата на пост вице-президента, много рассуждает на внешнеполитические темы. Западные аналитики интерпретируют его высказывания как первые месседжи будущего глобального миротворца. Создаваемый вокруг Джея Ди «голубиный» контекст вызывает у меня желание прочертить некоторые исторические параллели с другим Вэнсом, Сайрусом, служившим главой американской дипломатии во времена президента Джимми Картера в конце 70-х годов прошлого века.
Сайрус Вэнс (1917 – 2002) сменил на посту государственного секретаря США Генри Киссинджера и отработал в «офисе» с 1977 по 1980 год. Его достижения как в сфере внутренней политики, так и на международной арене отмечались американцами как «значительные».
Интересные факты:
– Во время Второй мировой войны Вэнс служил офицером артиллерии на флоте США, участвуя в крупных сражениях, таких как битвы за Тараву, Сайпан, Гуам, Бугенвиль и Филиппинскую кампанию.
– Он начал свою карьеру государственного служащего в 1957 году, когда сенатор Линдон Джонсон пригласил его работать в сенатских комитетах, где Вэнс разработал проект Закона о национальной аэронавтике и космосе. Именно в рамках реализации этого закона была разработана космическая программа США и создана НАСА.
– При президенте Кеннеди Вэнс занимал пост министра армии, а затем заместителя министра обороны, где он управлял стратегией разрешения нескольких локальных конфликтов, возникших в результате Холодной войны, и урегулировал детройтские беспорядки 1967 года.
– Вэнс был ключевой фигурой на Парижских мирных переговорах, направленных на прекращение войны во Вьетнаме, хотя переговоры в итоге провалились.
– Он был комиссаром так называемой «комиссии Кнаппа», которая расследовала коррупцию в полиции Нью-Йорка в начале 1970-х годов.
Вэнс сыграл важную роль в принятии администрацией США решения бойкотировать летние Олимпийские игры 1980 года в Москве. Впоследствии он объяснил свою позицию тем, что поддерживал использование дипломатического давления вместо военных действий, выступая за бойкот как ответ на ввод Советским Союзом военного контингента в Афганистан. «Это было частью более широкой стратегии изоляции Советского Союза на международной арене без прямого военного вмешательства», - сказал Вэнс в одном из интервью.
Сайрус Вэнс в целом не поддерживал эскалацию напряженности с Восточным блоком. Его дипломатический подход предполагал переговоры и мирное урегулирование конфликтов. Он часто находился в противоречии с советником президента США по национальной безопасности Збигневом Бжезинским, занимавшим более жесткую позицию по отношению к Советскому Союзу и сыгравшем ключевую роль в отставке Вэнса в 1980 году. Бжезинский жёстко критиковал Вэнса за «безволие», которое, по его мнению, выражалось в чересчур мягкой позиции в вопросах сдерживания государств-участников Варшавского договора и несогласии с проведением военной операции по спасению заложников в Иране, которое и стало формальным поводом для увольнения.
Сайрус Вэнс вошёл в историю как политик, отдававший предпочтение дипломатическим решениям, а не военным операциям. Сможет ли снискать подобные лавры его молодой однофамилец, мы, вероятно, сможем узнать уже скоро.