Портфолио, досье – найдите пять отличий
Педагог, кандидат филологических наук, эксперт Центра ПРИСП Ольга Ежкова – об идее создания электронного досье школьника.
Прекрасное дело – придумывание новых названий. Творческое! Правда, случаются сложности, когда нужно одно красивое слово заменить на другое красивое слово. Но нет преград для человека креативного.
Вот была когда-то такая педагогическая технология – «Портфолио школьника». Суть ее состояла в сборе всех достижений и творческих работ учащегося в одной папочке, чтобы к окончанию школы сформировался такой портрет школьника, состоящий из свидетельств его успехов и поэтапного развития. Однако не прижилась она: дети в силу возраста и легкомыслия к собирательству не склонны, родители, как правило, заняты разными другими вещами, работой, например. Повезло тем, у кого оказались в наличии неработающие бдительные бабушки, любовно собирающие грамоты, дипломы и сертификаты.
Достижение педагогической технологической мысли разбилось об отсутствие исполнителей. И об отсутствие мотивации тоже, ибо зачем? Вузы довольно быстро сформировали список тех достижений, за который готовы давать дополнительные баллы при поступлении: значок ГТО, диплом победителя или призера во Всероссийской олимпиаде школьников (по профильному предмету), диплом победителя или призера в олимпиаде своего вуза или вузов-партнеров, книжка волонтера, иногда итоговое сочинение. Всё. Остальные грамоты, сертификаты, кубки и бумажные медали в расчет не принимаются. А если они не принимаются при поступлении, то смысл в их коллекционировании сдувается, как воздушный шарик и даже быстрее.
Но не пропадать же добру? И вот мы слышим о как бы новой идее – «Досье на школьника». Вот уж бы казалось, какое красивое слово – портфолио, но нашелся не менее прекрасный синоним. Суть при этом озвучивается та же самая. Меня как практикующего учителя она приводит даже не в уныние, а в ужас. Дело в том, что несколько лет назад эту идею уже пытался реализовать Комитет по образованию Санкт-Петербурга. Кто был назначен исполнителем? Школьный учитель, а в частности классные руководители. Тем более, что к тому времени подоспела и доплата за классное руководство в сумме 5 тысяч рублей (4350 после уплаты налога), а деньги нужно отрабатывать. И началось….
Нужно указать официальное название конкурса, соревнования, олимпиады, в которой участвовал ребенок, статус победителя, призёра, участника, организатора мероприятия, статус мероприятия (районный, городской, федеральный). Откуда учитель должен добыть эти сведения? Источник один – родители. Нужно обзвонить 25-30-35 (сколько у вас по списку) родителей и выяснить, что они не помнят, где участвовали их дети, грамоты, дипломы, сертификаты найти не могут и им искать их некогда. Вопросы про статусы мероприятий и их организаторов вообще вводят людей в ступор. И каждая беседа не на 5 минут.
Думаю, что свою доплату за классное руководство я отработала сполна, выхлоп, однако был очень скромен: меньше половины родителей смогли разыскать и прислать мне фото дипломов своих детей, а уж по ним я устанавливала и организаторов, и статус мероприятия, искала информацию в интернете. Поработала на славу! Только дети периодически отвлекали: кто-то на контрольную не пришел и нужно было разыскивать этого партизана по школе, кому-то оценку несправедливую поставили и нужно было общаться с предметником, с жертвой несправедливости, объяснять, утешать, кто-то тему не понял и не знал, как выполнять домашнее задание и нужно было все объяснить и растолковать, а кого-то девушка бросила и надо было срочно оказывать психологическую помощь… Отвлекали от настоящей работы классного руководителя, короче.
Есть в пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» такой персонаж – Охотник. Главная его задача – не охота, а доказательство того, что он хороший охотник. И он собирает разные грамоты и дипломы, а на охоту уже три года как не ходит. И вот в таких Охотников учителей превращают всеми способами. Только Охотник собирал грамоты об одном себе, а учитель должен стать Охотником столько раз, сколько у него детей в классе. У нас учителям совсем заняться нечем?
Для того, чтобы реализовать эту идею, в школе нужны специальные люди, которые этим поиском и отслеживанием будут заниматься. Откуда они появятся? С Марса их привезут? У нас математику в школе преподавать некому! И учителя из школы бегут. За один Год учителя и наставника 193 тысячи педагогов уволилось. Учителям за их обычную работу – проведение уроков и подготовку к экзаменам – в некоторых регионах платят меньше МРОТ, поэтому они берут нагрузку на 1,5 – 2 ставки. И этих людей планируется загрузить дополнительно? Да они уже не убегут даже, они просто помрут!
Пока сам школьник не будет мотивирован на сбор информации о самом себе, дело с мёртвой точки не сдвинется. Найдете источник мотивации – они сами побегут собирать все эти грамоты и дипломы, любовно складывать в папочку все свои сочинения и творческие работы с первого класса. Не найдете – идея опять умрет, как она уже пару раз делала.
Страшно далеки от школы наши контролирующие образование органы. Они не могут себе представить, с какими сложностями на пути реализации сталкиваются их затеи. И почему-то не хотят посмотреть назад и проанализировать, почему «не пошла» аналогичная идея в прошлом. А может, они и не в курсе? Ведь технологию «Портфолио школьника» презентовали при другом руководстве министерства и даже при совсем другом министерстве (оно тогда было Министерство образования и науки), при другом руководстве Рособрнадзора, считайте, в доисторические времена.
А по мне как ни назовите – «Портфолио школьника», «Досье школьника» - опять всё в сбор бумажек превращается.
Альтернативы сегодняшнему формату итогового контроля знаний школьника – единому государственному экзамену – пока Рособрнадзор предложить не может. Чтобы найти эту альтернативу, нужны люди с педагогическим образованием, богатым педагогическим опытом и нестандартным мышлением. А вот их искать и спрашивать похоже никто не собирается.