Между катастрофой и чудесным спасением
«Мы живем в самой большой стране мира, а нас каждый год становится меньше. Справиться с этим можно только увеличением среднего коэффициента рождаемости, он у нас сейчас находится на страшно низком уровне - 1,4. Это сравнимо с европейскими странами, с Японией. Но это катастрофически для будущего нации, катастрофически мало». Такое заявление на днях сделал Дмитрий Песков.
Слова пресс-секретарем президента России прокомментировал председатель Комиссии по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Общественной палаты РФ, эксперт Центра ПРИСП Сергей Рыбальченко.
Я согласен Дмитрием Песковым: при таком суммарном коэффициенте рождаемости мы находимся не между выбором хорошего и плохого сценария, а между сценарием катастрофы и чудесного спасения. Как отчаянный оптимист, я верю в то, что рождаемость можно повысить, тем более что по этому вопросу существует положительный опыт, как и международный, так и российский.
В частности, это история Сахалинской области, когда с низких показателей суммарного коэффициента рождаемости регион смог за 6 лет выйти на уровень воспроизводства более 2,1 детей на женщину! Примечателен опыт Сахалина еще и тем, что это единственный островной субъект России, полностью заселённый после Второй мировой войны по своему этнонациональному составу и фактически соответствующий составу Российской Федерации.
Год семьи даёт нам возможность для перезагрузки демографической политики, в которой, на мой взгляд, сегодня недостаточно используется Указ президента о мерах социальной поддержки многодетных семей. Именно поддержка многодетных семей имеет ключевое значение для роста рождаемости. Главная проблемная зона реализации Указа сейчас находится в регионах. А Указ, безусловно, не о поддержке нуждаемости, а о поддержке многодетности как ценности для всех народов и традиционных религий нашей страны.
Два региона (Калининградская и Кемеровская области) первыми приняли решение о реализации региональных мер поддержки, предусмотренных Указом, без оценки нуждаемости, хотя такие меры одновременно увеличивает расходы бюджетов этих регионов на меры поддержки многодетных примерно в три раза. Основные статьи расходов – это школьная и спортивная одежда, питание детей, а также компенсация льгот по жилищно-коммунальным услугам. Я считаю, что эти расходы региональных бюджетов необходимо включить в национальный проект «Семья», в котором должен появиться специальный федеральный проект о поддержке многодетных семей. Такой спецпроект можно называть «Многодетная страна», например, и в него следует заложить меры по поддержке, связанные с обеспечением школьной и спортивной одеждой, питанием детей из многодетных семей. Софинансирование этих расходов в тех регионах, которые приняли эти решения без оценки нуждаемости, таким образом, будут простимулированы, что будет мотивировать и другие регионы. Такое предложение ранее было направлено в Правительство от Общественной палаты.
Самое главное, что мы должны реализовать не только единый статус многодетной семьи, выраженный в электронной форме и удостоверении, но статус, подчёркивающий престижность многодетности. Одежда детей из многодетных семей должна быть разработана лучшими отечественными дизайнерами, пошита из качественных материалов в соответствии с национальными стандартами, точно так же, как и спортивная одежда должна быть от лучших производителей, какую носят наши олимпийцы. Питание, безусловно, тоже должно быть тоже на уровне, на котором мы сейчас массово обеспечиваем детей в начальных классах.
Но главный драйвер роста рождаемости – это меры жилищной политики. Я считаю, что ипотека исчерпала свой потенциал, и в реальности ей могут воспользоваться не более 40% всех семей с детьми, а многодетных и того меньше. Для многодетных и молодых семей должны быть предусмотрены иные механизмы решения жилищных проблем, в частности, субсидированный найм жилья, который применяется в регионах Дальнего Востока, в Сахалинской области, в Приморском крае. Помимо этого должен действовать и найм с правом выкупа, когда жилье передаётся в аренду, и затем его можно будет выкупать практически по той стоимости, которая выплачивается за аренду жилья.
Такие практики существуют в других странах, и опыт России показывает, что именно жилье является драйвером роста рождаемости. Об этом свидетельствует и рост суммарного коэффициента рождаемости после введения материнского капитала, 90% средств которого идёт на улучшение жилищных условий семей.
Ещё одним важным направлением является поддержка работающих родителей за счёт качественно нового развития услуг по уходу и присмотру за детьми в возрасте до 3 лет – ясли и социальные няни. Главное, это доступность – финансовая, шаговая. Такие программы должны обеспечить соответствующий охват численности детей этой возрастной группе, на сегодняшний день, дошкольным образованием охвачено не более 30% детей в возрасте до 3 лет. В странах, в которых услуги по уходу за детьми предоставляются массово, наблюдается рост рождаемости, а охват составляет 50-60%, а в Израиле – 70% контингента детей в возрасте до 3 лет.
Должны быть приняты и меры налогового стимулирования семейного и многодетного образа жизни. Необходимо перейти от системы индивидуального налогообложения физлиц к системе семейного налогообложения, где учитываются брачность и иждивенческая нагрузка на семью, понижающие налоговые выплаты. И, конечно, пособия на детей должны предоставляться не по нуждаемости, а всем, как компенсация расходов родителей за воспитание детей.
Начинать нужно с многодетных семей. В Общественной палате мы подали предложение ввести универсальное пособие в размере половины прожиточного минимума, который предоставляется детям из многодетных семей до достижения младшим ребёнком совершеннолетия. Эта мера также действует в Сахалинской области, и она высоко оценивается семьями региона.
Я уверен, что, во-первых, у нас нет альтернативы решения демографических проблем, кроме как через рост рождаемости. Во-вторых, сегодня мы имеем демографическое окно возможностей, когда поддержка многодетных семей даст максимальный результат. Численность женщин в репродуктивном возрасте старше 30 лет находится на максимуме и будет убывать в ближайшие годы. А именно у женщин старше тридцати рождается 3/4 третьих и последующих детей и более половины всех детей вообще.
Конечно, концентрация всех мер должна быть на поддержке третьего ребёнка и многодетных семей, причём основные меры поддержки третьего нудно реализовать на федеральном уровне, поскольку средств у регионов, на сегодняшний день, для этого недостаточно.
Многодетность должна стать философией жизни общества, об этом говорит президент. Это философия многодетности, как базовой ценности, которая должна быть поддержана государством, бизнесом, обществом.
Ранее опубликовано на: https://publico.ru/articles/demografiya-mozhno-li-razvernut-situaciyu