Венесуэла: трудности подсчета голосов и протесты
Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов – о том, с чем столкнулась Венесуэла после окончания президентских выборов.
После оглашения в ночь с 28 на 29 июля предварительных результатов выборов Президента Венесуэлы (после обработки 80% бюллетеней победу одержал действующий Президент Николас Мадуро) оппозиция выступила с заявлением, что не признает итоги голосования и считает победителем кандидата от Единой демократической платформы Эдмундо Гонсалеса, а также призвала своих сторонников выйти на улицу.
Этот шаг был вполне ожидаем: еще 20 июня оппозиционеры Эдмундо Гонсалес и Энрике Маркес отказались подписать Пакт о принципиальном признании итогов выборов, подготовленный Национальным избирательным советом, поставив под вопрос легитимность избирательного процесса.
Несколько дней страна была охвачена массовыми беспорядками: по официальным данным, пострадало не менее 63 человек, включая 23 полицейских, по неофициальным – погибло около 100 человек, также пострадали несколько международных наблюдателей.
В этой связи интересны два обстоятельства:
– Протесты начались в бедных районах, которые обычно голосуют за Мадуро и правящую партию. Также сообщалось о вовлеченности в протест преступных группировок – не исключено, что акции были инспирированы извне.
– Реакция власти была весьма сдержанной, чтобы у оппозиции не было повода заявить о «жестоком разгоне протестующих кровавой диктатурой» сразу после проведения выборов, тем более что главный предвыборный лозунг Мадуро – «мир и стабильность».
Международное признание
Параллельно начался парад международного (не)признания итогов выборов со стороны союзников и противников официального Каракаса. Несмотря на прогнозируемый расклад, большим сюрпризом стало решение США о признании законно избранным Президентом Эдмундо Гонсалеса, которому последовали Аргентина, Коста-Рика, Панама, Перу, Уругвай и Эквадор – на лицо повторение старого сценария с Хуаном Гуайдо.
Куда больший интерес представляют акторы, занявшие выжидательную позицию: ЕС и региональные лидеры – Бразилия и Мексика, которые в качестве основного условия для признания выборов легитимными озвучили публикацию окончательных итогов с разбивкой по участкам.
Если значимость оценки ЕС объяснять не нужно, то поддержка со стороны Бразилии и Мексики может стать решающей для позиции Мадуро в регионе. В пользу этого говорит ряд факторов:
– В обеих странах у власти находятся левые правительства, готовые работать с чавистами и стремящиеся стабилизировать ситуацию для решения проблемы венесуэльской миграции.
– В пользу признания выборов уже высказался действующий Президент Мексики Андрес Обрадор, Президент Бразилии Лула да Силва заявил, что считает избирательный процесс в Венесуэле «нормальным».
– США заняты собственными выборами, поэтому не могут заниматься проблемой Венесуэлы в полную силу, навязывая свою линию региональным лидерам.
Следующие действия властей
– Будет опубликована комплиментарная электоральная статистика: 2 августа огласили итоги после обработки 96,87% бюллетеней, в ближайшие дни будут посчитаны оставшиеся бюллетени. При этом оппозиция сработала на опережение и 31 июля опубликовала собственные результаты, якобы рассчитанные на основе протоколов с участков.
– Официальная версия о победе Мадуро будет легитимизирована через процедуру аудита итогов голосования Верховным судом.
– Будут проводиться точечные задержания представителей оппозиции: характерен кейс с диссидентами в Посольстве Аргентины, аресту которых удалось помешать Бразилии.
Международные последствия
– Высока вероятность введения США новых санкций в отношении Венесуэлы и ее политического руководства. Реакция ЕС, скорее всего, будет более сдержанной.
– Испорчены отношения с большей частью стран региона, их восстановление займет как минимум несколько лет.
– Возрастает вероятность силового решения вопроса Эссекибо.
– Последует углубление сотрудничества с Россией и Китаем, а также усиление связей со странами БРИКС, о чем Мадуро заявил сегодня в контексте передачи лицензий на разработку нефтяных месторождений.