Одним ударом по России и Китаю
Политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин – о влиянии госпереворота в Бангладеш на геополитические интересы России и Китая.
Китай и Россия – крупнейшие союзники Бангладеш за годы правления Шейх Хасины и ее партии «Авами лиг». Причем китайские и российские официальные лица еще в декабре 2023 года предупреждали, что США попытаются дестабилизировать ситуацию внутри Бангладеш. Ситуация потенциально могла бы сравниться с «Арабской весной» 2011 года, запустившей цепь гражданских войн в странах Ближнего Востока – Йемене, Сирии, Ливии.
Причем сценарий дестабилизации в Бангладеш был предсказан с максимальной точностью: студенческие протесты против парламентских выборов под антикоррупционными лозунгами.
Бангладеш – крайне бедная страна, при этом она представляет большой геоэкономический интерес, в первую очередь, как глобальная ткацкая фабрика. Влияние Китая осуществляется косвенно, прежде всего через Пакистан, выходцы из которого составляют одну из ключевых фракций в Вооруженных силах Бангладеш, взявших в стране власть.
Россия реализует в Бангладеш один из крупнейших в истории страны проектов – строительство АЭС «Руппур» стоимостью почти 13 млрд долларов (для сравнения, ВВП Бангладеш в прошлом году – более 450 млрд). Россия поставляет в Бангладеш зерно и продукты сельхозпереработки, причем еще в 2023 году с Шейх Хасиной договорились о переводе оплаты за товарооборот в национальные валюты. В том числе в юани Китая, который является крупнейшим внешнеторговым партнером Бангладеш. Таким образом, удар по Шейх Хасине и «Авами лиг» – это дуплет, который позволяет одновременно поколебать экономический гегемонизм и России, и Китая в Южной Азии.
Кстати, вполне реалистичным мне кажется сценарий политической эмиграции Шейх Хасины в Россию. Прочные связи Хасины с российским истеблишментом и историческая открытость РФ к приему политиков в изгнании делают этот вариант жизнеспособным. Правда, никаких официальных заявлений от России относительно потенциального убежища Хасины сделано не было. Однако я уверен, учитывая текущую геополитическую обстановку, решение России предоставить убежище Хасине можно рассматривать как стратегический шаг по утверждению своего влияния в Южной Азии и противодействию доминированию Запада.