Подоплека конфликта в Пензе. В центре - комбинат «Маяк»
Политтехнолог, директор региональных проектов Центра ПРИСП Антон Садкин – о продолжающемся экологическом конфликте вокруг фабрики «Маяк» в Пензенской области.
Конфликт вокруг фабрики «Маяк» сложно воспринимать как чисто экологический. В случае обсуждения темы очистных сооружений предприятия за последние месяцы можно достаточно четко проследить формирование нескольких волн негативных публикаций, что, гипотетически, может быть признаком наличия определенного заказа. Нельзя исключить возможность, что некие силы пытаются использовать ситуацию в своих интересах с целью рейдерского захвата компании. Об этом свидетельствуют требования отдельных публицистов сменить собственника фабрики.
Удивляет и то, что часть активистов занимают именно бескомпромиссную позицию. Несмотря на то, что руководству предприятия уже удалось модернизировать производство и заметно снизить экологические риски. Обычно чисто экологические конфликты развиваются в рамках иного алгоритма: уступки со стороны условного предприятия влекут за собой смягчение позиции «разгневанных горожан».
Существует и вероятность того, что гипертрофированная критика в адрес «Маяка» представляет собой попытку подорвать позиции губернатора Олег Мельниченко. Глава региона приложил немало усилий, чтобы решить экологические проблемы предприятия (не вмешиваясь при этом в бизнес-процессы). Ему удалось найти компромиссную модель решения конфликта, которая учитывала и необходимость сохранить рабочие места вместе с налоговыми отчислениями, и риски для здоровья населения. В целом план губернатора успешно воплощается в жизнь, что может предоставить ему дополнительные очки в глазах федерального руководства. И это, вполне очевидно, крайне нежелательно для его оппонентов.
Но, пожалуй, главным аргументом в пользу того, что конфликт вокруг «Маяка» не является чисто экологическим, служит информационная открытость руководства фабрики (в качестве примера чего можно привести недавнее интервью директора по производству Андрея Дубова). Представители предприятия активно контактируют со СМИ, не пытаются избежать острых вопросов и в целом демонстрируют максимальную заинтересованность во взаимодействии с общественностью.