С согражданами нужно разговаривать и договариваться
Президент Центра ПРИСП, ответственный секретарь Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Точенов – о необходимости активного привлечения граждан к выработке и реализации стоящих перед государством и общественностью задач национального развития.
Месяца два назад, на сайте «Выбор народа», был опубликован мой материал «Соуправление – реализация Конституции России» , в котором я высказал некоторые размышления о необходимости и механизмах включения граждан в соуправление на всех уровнях власти: федеральном, региональном, муниципальном. Свои предложения я строил исходя из ст.3 и ст.32 Конституции Российской Федерации и на основании неоднократных высказываний Президента России Владимира Путина о необходимости активного привлечения граждан к выработке и реализации, стоящих перед государством и общественностью задач национального развития. Подчеркиваю, к выработке и реализации, а не только к осуществлению общественного контроля.
Там же я отмечал, что обеспечение участия граждан в этих процессах, стало теперь конституционной обязанностью Правительства, в соответствии с пунктом «1.е1» ст. 114 Конституции, где указано, что Правительство Российской Федерации «осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики». Полагаю, что речь в этой конституционной статье идёт не только о строчках в бюджете по выделению грантов для НКО и граждан, но и об обеспечении условий для такого участия. Как это Правительство пытается делать, рассмотрю на Плане мероприятий по реализации в 2024-2026 годах Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее План), утвержденным 1 июля 2024 года. Не обращаю внимания на то, что Основы госполитики утверждены Указом Президента России №809 9 ноября 2022, а план по их реализации принят Правительством только сейчас, причем, рассчитан на два года, из которых полгода уже прошло.
Смотрим, что же здесь есть по выполнению вышеуказанной статьи Конституции о поддержке институтов гражданского общества и обеспечения их участия в выработке и проведении государственной политики. Для неглубокого и поверхностного анализа достаточно изучить в Плане раздел «Ответственные исполнители». Но и содержательную часть плана без внимания не оставим. В плане 14 разделов и в них 138 запланированных мероприятий. Да, в качестве исполнителей, помимо ФОИВов, хоть далеко не во всех пунктах Плана, но фигурируют некоммерческие организации, в том числе общественные, религиозные, автономные, есть ассоциации, движения и общественно-государственные структуры. Все перечислять не буду, назову лишь некоторые. Это «Знание», «Волонтеры Победы», «Российское военно-историческое общество», «Российский фонд культуры», «Ассамблея народов России», «Комитет семей воинов Отечества», «Всемирный Русский Народный Собор», «Институт развития интернета», «Юнармия», «Движение первых» и другие. Но, в основном, все эти организации упомянуты в разделах, касающихся проведения государственной политики, а вот в разделах, посвященных выработке этой самой политики, они практически отсутствуют, исключены из процесса участия в разработке решений. Например, п.19 Плана – «Разработка единых методических рекомендаций по взаимодействию в рамках реализации государственной политики на федеральном и региональном уровнях» – институтов гражданского общества среди ответственных исполнителей не значится.
В п.51 Плана определено «Проведение ОП РФ, общественными палатами субъектов РФ мероприятий по осуществлению общественного контроля за реализацией государственной информационной политики, направленной на усиление роли традиционных ценностей в массовом сознании и противодействие распространению деструктивной идеологии». В исполнители определены ОП РФ, заинтересованные ФОИВы, исполнительные органы субъектов РФ. Таким образом, рекомендуется осуществлять общественный контроль только за реализацией информационной государственной политики в рассматриваемой сфере. Получается, что остальное находится вне общественного контроля или он там по каким-то причинам нецелесообразен? И куда делись в перечне исполнителей общественные палаты субъектов?
Для понимания, ОП РФ и общественные палаты субъектов созданы и действуют на основании разных федеральных законов и между ними нет вертикали подчинения. Региональные палаты регулируются еще и соответствующими законами субъектов РФ. Да, общественные палаты тесно взаимодействуют между собой, но нет между ними подчиненности. Так-то и РОИВ, тем более ФОИВ не могут им указывать, разве что рекомендовать. Уже писал, что Россия – это не корпорация, а сложная социальная система, и управлять методами, принятыми в бизнесе или в силовых структурах, крайне неверно. Безусловно, можно при таких методах управления достичь тактического временного успеха, но стратегически проигрыш обеспечен. С людьми, с согражданами нужно разговаривать и договариваться, а «общественный договор» менять только по согласию сторон, а не так, как хочется властной элите. Российская история тому подтверждение.
Впрочем, я немного отвлекся. По большому счету, верным было бы поручить ФОИВ и РОИВ проводить работу по Плану совместно с ОП РФ и ОП субъектов, а общественным палатам всех уровней рекомендовать принять участие в реализации Плана. Сам себе не противоречу, внутри Плана есть пункты, предполагающие выработку тех или иных действий. Конечно, было бы значительно лучше, если бы этот План уже изначально разрабатывался с широким привлечением общественности. Предполагаю, что общественность, в той или иной степени привлекалась, но лишь выборочно и кулуарно.
Интересен п.20 Плана, который определяет создание в 3-м квартале с.г. «советов по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» при ФОИВ, РОИВ и органах МСУ. Предусмотрено и возможно внесение соответствующих изменений в «нормативные акты, регулирующие деятельность существующих общественных советов, о наделении их функциями и полномочиями». При общественных палатах субъектов РФ, также предусмотрено «создание комиссий по указанным вопросам». Кстати, создали советы и комиссии, а дальше, что они делают и как действуют, кто решает, кто координирует общую деятельность? Или это просто издержки kpi, количеством-то легче отчитаться, а суть неважна. Хотелось бы ошибиться в таком предположении.
Как мне видится, по работе, по сути деятельности, такие Советы могут стать центром сборки активных патриотически настроенных граждан, формирования солидарного гражданского общества, стать новым шагом в развитии демократических институтов, о которых писал ранее.
Однако, в предлагаемой технике формирования могут быть проблемы. Часть их я описал чуть выше. Думаю, что у разработчиков Плана есть системное непонимание того, как должны выстраиваться отношения между органами власти и институтами гражданского общества. А это понимание очень важно сейчас, в обстановке, когда активно формируется солидарное гражданское общество.
Считаю, что Национальные планы не выполнить, Национальные цели не достичь без включения на всех этапах процесса самой Нации и, главное, ее активной части – солидарного гражданского общества, граждан России, исповедующих и воплощающих созидательный патриотизм.
Россия – это страна больших, великих задач и целей созидания. Решать и достигать их она может только всем миром, всем народом, всем сообществом, вместе и для всех. История нашей страны тому подтверждение. Это наш Путь, русского народа в России и самой России в мире.
P.S. Текст был написан в начале августа, но не опубликован, так как произошел акт государственного терроризма – вооруженное вторжение военных формирований киевского режима и западных наемников на территорию Курской области, повлекшее гибель наших мирных сограждан, в том числе детей, стариков, женщин. Причем, это были не случайные жертвы войны, а целенаправленное убийство мирных людей укронацистами и наемниками.
Враг будет разбит, преступники будут уничтожены, а те, кто выживет, должны понести суровое наказание.
Вместе с тем эти трагические события показали высокую гражданскую зрелость, солидарность и самомобилизацию наших людей. Помощь курянам пришла из разных регионов, в том числе и от обычных граждан (Нет не так, от ГРАЖДАН!), без команд и распоряжений.
Это цвет нации, ее элита, наравне с теми, кто с оружием в руках защищает Родину. Они готовы, могут и должны развивать страну, им не нужно мешать, им нужно помогать. Органы власти и институты гражданского общества, все вместе и для всех. Только так.
Реализация «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и предложенный План Правительства, это только одно из направлений совместной деятельности по развитию и укреплению России.
Для начала давайте начнем реализовывать положения статей 3, 32, 114 Конституции России.
Только вместе победим!