Региональный лоббизм переориентировался на Госсовет
Политолог, член комитета по политтехнологиям Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Павел Склянчук – о причинах снижения законодательной активности в регионах.
После принятия поправок в конституцию наметилась тенденция снижения количества законодательных инициатив из регионов. Если в 2022 году в Совет законодателей для предварительной экспертизы было внесено 293 проекта федерального закона (статистика из СОЗД), в 2023 - 190, в 2024 за восемь месяцев - 134. Однако до внесения в Госдуму доходит ещё меньше - 49 и 53 соответственно. В этом году только 15 инициатив прошли фильтр Совета законодателей и попали в Госдуму. Наиболее плодовитыми стали Курултай Башкортостана, Мосгордума, Мособлдума и заксобрания двух краев - Краснодарского и Красноярского.
Субъекты Российской Федерации всё чаще выступают как объекты регулирования с федерального уровня. Для сравнения – с 2016 по 2018 годы регионы вносили больше сотни законопроектов ежегодно. Отдельного анализа заслуживает количество проектов, дошедших до принятия. Как правило, проекты в большинстве случаев отклоняются.
Среди причин снижения региональной законодательной активности можно выделить следующие:
- возросшую законотворческую активность сенаторов и в целом верхней палаты парламента;
- переориентацию регионального лоббизма на Госсовет и продвижение поправок в закон через протокольные поручения министерствам;
- затянутость процедур Совета законодателей;
- снижение интереса губернаторов к изменению федеральных законов;
- усиление прерогативы политических партий на законотворчество.