Председатель Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, президент Фонда защиты национальных интересов, эксперт Центра ПРИСП
05.02.2019

Что не так с отечественным патриотическим кино?

 

Председатель Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, президент Фонда защиты национальных интересов, эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич на примере недавно вышедших в прокат фильмов «Крик тишины» и «Спасти Ленинград» рассуждает о необходимости соблюдения четких критериев при создании патриотического кино для сохранения исторической правды.

Мало кто, наверное, поспорит с тем, что России необходимо идеологически правильное кино. Хотя любители поспорить с этой мыслью у нас есть.

Американцы создают свое идеологическое кино давно и размашисто. Мы же только начинаем в этом плане работать. И здесь пока есть лишь отдельные примеры, например, «Т-34». Получился и экшен, и довольно духоподъемный фильм. Таким и должно быть такого плана кино.

Не знаю, почему кто-то критикует фильм «Танки». На самом деле это осовремененные «Неуловимые мстители». И что в этом плохого? Сюжет строится на реальных событиях. Да, немножко приукрасили, немного добавили разных моментов, но никто же «Неуловимых мстителей» не полоскал за какие-то несоответствия с историческими фактами, да и в «Короне Российской империи», и так далее.

Речь сейчас о другом. Просто нам нужны, необходимы такого рода фильмы. С интересным сюжетом и художественным замыслом, но при этом в них всегда должна оставаться нетронутой историческая правда.

Сейчас идет много обсуждений такой серьезной даты, как юбилей освобождения Ленинграда от блокады. Для меня эта тема кровно близка – как для человека, родившегося в Ленинграде. Моя бабушка – блокадница, отец был эвакуирован по Дороге жизни. Я несколькими годами раньше, в том числе и в прошлом году высказывался о том, что об этом событии необходим рассказ кинематографическим языком, понятным для молодежи, чтобы наши молодые люди смогли прочувствовать, что это такое было и оценить масштаб трагедии и подвига своего народа.

Фильм «Крик тишины» абсолютно попадает в это, но с ним возникла парадоксальная ситуация. Мои рецензии на фильм прочитали разные люди, заинтересовались и стали задавать вопрос «А где его посмотреть?» Оказывается, «Крик тишины» в прокат не поступил. Не поступил потому, что это камерный фильм. Может быть, он когда-нибудь и выйдет каким-то ограниченным числом показов на экран, а пока – вот так. При том, что этот фильм как раз психологический, он и страшный, и добрый одновременно. И это тот редкий случай, когда действительно, уже погас экран, а мы, зрители, все сидим и вытираем глаза. Хочется задать вопрос министерству культуры, - не кажется ли вам, что этот фильм должен идти везде?

Такие кинокартины должны выходить в прайм-тайм на государственных телеканалах. Министерство просвещения должно добиваться и вводить донесение информации, предваряющей начало фильма о том или ином историческом событии. В советское время такое было, т.е. мы ходили организованно в кинотеатр на какие-то просмотры.

И еще. Порой слышатся предложения о том, что на подобного рода фильмы нужен госзаказ. Так ведь с таким подходом все равно может получиться, что по госзаказу сняли хорошее кино, а показали всего в двух местах - на фестивалях, и отчитались, положив его на полку.

В нашем сегодняшнем рассуждении о смысловых нагрузках в кинофильмах о войне, хочу привести пример еще одного нового фильма «Спасти Ленинград», который решено было создать в духе экшена. Но русский экшен, как говорится, бессмысленный и беспощадный, и так оно и получилось. Почитайте, что люди в социальных сетях о фильме пишут, - мол, вот эти «титаниковские истории» с оркестром, который играет в трюме, наполненным водой, зачем все это показывать? Ведь этого не было в реальности, это взято из «Титаника». В фильме много нестыковок, из-за чего в итоге хорошая задумка превращается в пародию. Нам рассказывают, что 3 года шла работа над этим фильмом, но почему же столько небрежности? Почему за 3 года мелочи-то все эти не подчистили?

На мой взгляд, пришла пора снова вернуться к работе с консультантами – как это было в советское время при создании исторических картин, фильмов о войне. Надо этот вопрос вынести на обсуждение с Министерством культуры. И, возможно, стоит создать условия по работе над такими фильмами, особенно создающимися по госзаказу, чтобы можно было обеспечить историческую достоверность. Потому что сейчас зритель, особенно молодой, если видит и понимает, что в фильме есть какие-то несуразности и несоответствия, он перестает верить вообще картине. И здесь уже ни о каком патриотическом кино речь не идет.

Думаю, что пришла пора разобраться в этом вопросе совместно с профильными комиссиями Общественной палаты, СМИ и Министерством культуры. Убежден, что совместными усилиями решение – как сделать кино о войне по-настоящему патриотическим, мы обязательно найдем.

 kino

 

 
Партнеры
politgen-min-6 Что не так с отечественным патриотическим кино?
banner-cik-min Что не так с отечественным патриотическим кино?
banner-rfsv-min Что не так с отечественным патриотическим кино?
expert-min-2 Что не так с отечественным патриотическим кино?
partners 6
eac_NW-min Что не так с отечественным патриотическим кино?
insomar-min-3 Что не так с отечественным патриотическим кино?
indexlc-logo-min Что не так с отечественным патриотическим кино?
rapc-banner Что не так с отечественным патриотическим кино?